|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Golondrinka
Зарегистрирован: 06.09.2007 Сообщения: 645 Откуда: Canada
|
Добавлено: 08.11.2007 22:20 Заголовок сообщения: Знакомая картинка |
|
|
Я решила завести новую тему, в которую прошу всех писать о собственном опыте с "нестандартными" детьми.
Очень часто ответы типа "А вот у меня было..." не приветствуются в других темах, воспринимаются как личное самолюбование, а иногда даже как нападение на автора , но у многих из нас есть бесценный наработанный собственный опыт как справляться с детьми в конкретных ситуациях.
Побудило меня к открытию этой темы описание некоторых моментов в соседней теме, которые, как мне кажется, совпадают с теми, которые мне пришлось наблюдать в моем собственном сыне. С некоторыми из них мне удалось справиться, другие, после понимания их причины, я воспринимаю как данность и смиряюсь с их присутствием.
Для того, чтобы не выплескивать сразу собственные поучения о том, что "я знаю как...", начну с вопроса к вам.
У моего младшего 13-летнего сына большая проблема с выполнением школьных домашних заданий. Задают ему совсем не много по сравнению с тем, что я помню из собственных лет обучения, с некоторыми заданиями у него возникают настоящие проблемы (там, где надо писать что-то своими словами). Главное, что у него нет абсолютно никакого ощущения необходимости выполнения домашних заданий. Все крупные проэкты сдаются гораздо позже срока - после того, как учитель звонит мне и сообщает о катастрофической ситуации, и сыну приходится делать задание под моим жестким контролем. Такая ситуация началась очень давно, с возрастом не меняется.
У меня много претензий к форме здешнего образования, она очень сильно отличается от привычной мне, поэтому я уже очень давно ограничиваю свое вмешательство вопросами "домашнее задание сделал?" (на который, разумеется, следует ответ "да, еще в школе") и попытками помочь в ситуациях, когда сын точно знает, что ему надо сделать (редкий случай), но не знает, как это делать.
Со старшим сыном та же проблема присутствует, но в гораздо меньшей степени: он более ответственный и он старается приходить в школу с выполненным заданием. Младшего же несделанные задания не волнуют совершенно.
Еще раз повторюсь, в этой теме меня больше интересует ваш конкретный опыт в похожих ситуациях. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Маша
Зарегистрирован: 18.05.2005 Сообщения: 1468 Откуда: Москва
|
Добавлено: 08.11.2007 22:46 Заголовок сообщения: |
|
|
У меня с дочкой было ( есть ) похожее - и в " обычной" московской частной школе и в необычной вальдорфской. Все мои " вмешательства" в разной форме оканчивались обычно ничем. Пока мы с ней не приняли позицию: " это твой выбор, твои задания, твоя ответственность, хочешь делай - не хочешь - не делай". Или делай только то, что интересно. И смотрю - как-то все стало делаться само собой... Стоило только отпустить это все на волю, забыть " надо"...Правда, вальдорфская школа к этому особенно располагает... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Golondrinka
Зарегистрирован: 06.09.2007 Сообщения: 645 Откуда: Canada
|
Добавлено: 09.11.2007 00:48 Заголовок сообщения: |
|
|
К сожалению, приблизительно такую позицию я и занимаю, но ответственности у сына не прибавляется .
Спасибо, Маша, за совет. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Pihta
Зарегистрирован: 09.10.2007 Сообщения: 245 Откуда: Москва,Новогиреево
|
Добавлено: 09.11.2007 01:52 Заголовок сообщения: |
|
|
Минуту до этого прочла в другой теме, что Вы сами бросили 2 института Сразу наметился ответ: наследственная безответственность (Это не критика, а добродушная ирония ) _________________ Это просто усталость безразличием камня в моем сердце осталась...
(С) Дельфин |
|
Вернуться к началу |
|
|
Golondrinka
Зарегистрирован: 06.09.2007 Сообщения: 645 Откуда: Canada
|
Добавлено: 09.11.2007 04:18 Заголовок сообщения: |
|
|
Да, я вижу в сыне многие мои черты, в том числе несобранность и безответственность . Но он меня в этом далеко переплюнул.
Правда, во времена моей юности компьютеров не было, а то еще неизвестно, что бы из меня выросло. |
|
Вернуться к началу |
|
|
J
Зарегистрирован: 02.11.2005 Сообщения: 358
|
Добавлено: 09.11.2007 12:29 Заголовок сообщения: |
|
|
Я со своим почти до 15 лет "вместе делала уроки": точнее он делает, а я рядом сижу, книжку читаю или чем-то еще занимаюсь; если он спрашивает - то помогаю... Если уйдешь - через некоторое время бросит и займется чем-нибудь другим.
Т.е. он не то что совсем безответственный или лентяй, или плохо учился (соображалка работала), но вот уроки делать - сам не сподвигнется. Иногда о домашнем задании (точнее о его невыполнении) я узнавала только на очередном родительском собрании. А у него в дневнике пусто,"ничего не задавали". Нет записи - нет проблемы. Иногда приходилось обзванивать пол-класса, прежде чем хоть у кого-то (!) найти что же задали на дом.
В то время как со мной мои родители лет с 12 не знали, что такое сидеть за уроками.
Да многие дети такие, особенно пацаны. У них других пацанячьих забот полно - друзья там, компьютер, прогулки, нафиг им еще уроки
У нас ситуация изменилась, когда он в 15 лет поступил в колледж, в который захотел, да еще и платный. Мы с его отцом сразу ему сказали: сам хотел - сам учись, мы будем помогать во всем, но за шиворот тянуть не собираемся. Выгонят за плохую учебу - не будем ходить просить за тебя.
Вот так и учимся теперь откуда-то резко появилось трудолюбие, желание учиться, а первые полгода в колледже мне его было вообще жалко. Учился САМ днями и ночами, приходил ко мне иногда посреди ночи с какой-нибудь сложной задачей (там программа намного сложнее школьной, почти институт). Потом вошел в колею.
В общем в школе им как-то "не очень надо" учиься: им пока непонятно для чего это все, что будет с этим дальше. В школе часто учатся только "в тех местах", где самому интересно. _________________ Какая трава у овец!
Лучше моей... :-/ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 09.11.2007 12:39 Заголовок сообщения: |
|
|
J пишет: | Мы с его отцом сразу ему сказали: сам хотел - сам учись, мы будем помогать во всем, но за шиворот тянуть не собираемся. Выгонят за плохую учебу - не будем ходить просить за тебя. | Я своим сказала то же самое. Только в 1 классе. Тогда еще свежи в памяти были вступительные экзамены и из школы вылетать никому не хотелось.. _________________ Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть Polyommatus icarus? Далеко-далеко? Он не летит. То есть он летит, но сам по себе и плюет на вас. Поэтому надо быть очень легким и независимым. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Стеша
Зарегистрирован: 17.06.2007 Сообщения: 407
|
Добавлено: 10.11.2007 16:59 Заголовок сообщения: |
|
|
Наталия пишет: |
Я своим сказала то же самое. Только в 1 классе. Тогда еще свежи в памяти были вступительные экзамены и из школы вылетать никому не хотелось.. |
Мы своим ничего такого не говорили, но - учатся сами, потому что другого опыта у них нет. Т.е. родители не предложили им другого варианта.
Читала про Натальино отношение к этому в другой теме, и многое мне близко. Вот только семья у нас менее организована наверное, но похожий подход и детям доверяем.
Один сын у нас в четвертом классе, другой - во втором.
Конечно, если возникают какие-то вопросы - то разобраться всегда можно вместе.
Но... смешно, однажды был такой случай. У старшего сына во втором классе психологи проводили опрос (с согласия родителей) - о том, как родители реагируют на оценки, помогают ли в учебе и т.д.
Ответы были для самих родителей иногда обескураживающие. Меня, в принципе ничего не поразило, т.е. ребенок не написал чего-то такого, что было бы для меня ужасным, и возможно неприятным откровением в отношении нас с отцом. Наоборот, мы прям такие "белые и пушистые получились", даже неловко мне стало. А ребенок отвечал так. "Когда тебе что-то непонятно, и ты обращаешься к родителям, что они отвечают?" Крайние случаи в классе были такие: "Делай сам!" или делают сами за ребенка. Наш ответил: "Родители меня наталкивают на правильное решение". В разговоре с папой и бабушкой, которая бывает с детьми, выясняем, что за полтора года учебы - фактически не было случая, чтоб наталкивали, потому как ничего и не спрашивал! Бабушка припомнила правда, пару раз по незначительным поводам. Т.е. дети задают, конечно, вопросы так, в обычном разговоре, "про жизнь", но не по урокам.
В нашей школе приняты годичные курсы перед первым классом - дети привыкают к обстановке, к учителю, и учитель в свою очередь может дать какие-то советы рекомендации. И перед курсами проводят собеседование. Младшему на время собеседования было 5 лет, и я его спросила: "Если тебя спросят, зачем ты идешь в школу, что ответишь?
Он задумался на пару секунд и чуть стеснительно, детским голоском ответил: "Чтобы на работу глупым не ходить...."
Старший учится отлично, младший почти отлично, да не в оценках дело, за этим у нас как-то в семье никто не гонится. Главное - чтобы понимали. И чтоб была эта пресловутая "мотивация" к учебе, о которой всегда с болью говорят учителя. Так вот это самое главное - есть ли у ребенка интерес к учебе или нет. И откуда он берется, или куда девается?
Мальчики наши очень разные. И соответственно мотив к учебе у них разнится. Старший - философ по натуре, сам всем интересуется с раннего детства, книги читает, энциклопедии смотрит. В общем обдумывает жизнь, задает себе вопросы и ищет на них ответы.
Младший - деятель, читает мало ("а зачем? - я ведь уже научился"), но у него "быстрые мозги", лекго справляется с математикой, а по русскому - интуитивно пишет грамотно. И у младшего совсем другой мотив для учебы - больше честолюбие его подталкивает, чем любознательность, как у старшего. Это честолюбие ему каким-то образом подсказывает - "не охота в дураках ходить". И никто их этому специально не учил, это характер.
До смешного доходит. Говорит мне мой второклассник:"Мама, я в школе кушать не буду". "Почему?" "А я потом в туалет захочу". "Ну, так и сходишь". "А вдруг я на уроке захочу, уйду и пропущу, что говорили. А я не хочу пропускать". ))
А старший как-то лет в шесть - смотрит фильм "Приключения Электроника", и показывают момент, когда Сыроежкин за себя в школу Эла отправил, а сам на мотоцикле рассекает. Мой чуть не с болью в сердце говорит: "Мама, как же он не понимает, что знания-то у него потом ниоткуда не возьмутся!
Учителя в школе говорят - не пускайте на самотек, помогайте детям, ничего страшного в этом нет, потом сами будут делать, а в начале нужно поддержать. Я согласна, только - вроде и нужды нет. Нет, конечно, бывало с младшим - откуда начать писать в тетради, да какой ручкой. А вот с заданиями по математике - никогда непоняток не было.
А причина наличия или отсутствия интереса детей к учебе - совсем даже не конкретно-сиюмоментная - "пошли в школу, и началось".
Все начинается гораздо раньше, еще до рождения детей и зависит вообще от атмосферы в семье, от ценностей, которые даже не озвученные, но витающие в воздухе - чувствуются детьми как самыми чувствительными антеннами.
Отсюда появляется и мотивация, и способность к самостоятельной учебе, и это получается естественно, как бы "само собой".
Знаю семью, где с детьми большие проблемы, но также знаю и что мама там запросто озвучивает свои усталые ценности: "В школу ходить, только мозги зас..рать". Ну, дети так и относятся.
Соловейчик пишет, что чатсо в младших классах дети учатся с интересом, но получив основные навыки - к средним классам теряют всякий интерес, и впадают в некую прострацию. И даже мало что помнится их этих 6-7-х классов. А потом кто-то, набрав воздуха - всплывает из глубины - и в старших классах с необыкновенным рвением начинает поглощать знания. А кто-то так и остается "в прострации".
С дочерью (она сейчас студентка) было нечто подобное. Никогда не было проблем с учебой, но вдруг к восьмому классу ей все надоело. Все стало неинтересно. Кроме общения со сверстниками. Прошли, проехали, пережили. Никакие взывания к "здравому смыслу" в подростковом возрасте могут не помочь, дети они них отмахиваются запросто. Только вера в своего ребенка, во все хорошее, что в нем есть - не дает ему слететь с катушек, и дает нам терпение пережить трудные времена. Несмотря на то, что помотала она мне нервы своей "неподготовкой" к выпускным школьным экзаменам в течение старших классов, (любовь-морковь и т.д.) - хорошо сдала ЕГЭ. И я рада, что есть у нее выживаемость, способность сконцентрироваться, собраться и т.д. Проще - есть умение пользоваться своими мозгами, и то хорошо.
Вот такие размышления об учебе. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Golondrinka
Зарегистрирован: 06.09.2007 Сообщения: 645 Откуда: Canada
|
Добавлено: 10.11.2007 18:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Стеша пишет: | А причина наличия или отсутствия интереса детей к учебе - совсем даже не конкретно-сиюмоментная - "пошли в школу, и началось".
Все начинается гораздо раньше, еще до рождения детей и зависит вообще от атмосферы в семье, от ценностей, которые даже не озвученные, но витающие в воздухе - чувствуются детьми как самыми чувствительными антеннами.
Отсюда появляется и мотивация, и способность к самостоятельной учебе, и это получается естественно, как бы "само собой". |
Вообще-то у меня большие претензии именно к школе и именно на уровне "пошли в школу, и началось". Дело в том, что ребенок пошел в школу, ни слова не говоря по-английски, в "передпервый" класс "kindergarten". А в этой школе такие порядки, что у всех вновь приехавших иммигрантов один из обязательных уроков - "English as a second language" (ESL). У всех кроме малышей до первого класса. Язык малыш хватал как попало, на уроках учителя не слушал и ему это прощали и, в результате, прямо на глазах произошло превращение из любознательного малыша с очень четкой дикцией в невнимательного с кашей во рту. До сих пор его дикция - какой-то кошмар. Я часто шучу, что единственные люди, которых я не понимаю по-английски - мои дети. Мне приходится переспрашивать по несколько раз что он говорит, чтобы понять его. В том, что он понимает мой русский у меня тоже часто возникают большие сомнения. Пишет он ужасно безграмотно и с большими проблемами при необходимости сочинить что-то своими словами, но по математике - один из лучших в классе.
В следующем году он будет переходить в high school, станет старшеклассником. Требования в той школе возрастут многократно, и я чувствую, что он совсем к таким требованиям не готов. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Стеша
Зарегистрирован: 17.06.2007 Сообщения: 407
|
Добавлено: 10.11.2007 18:43 Заголовок сообщения: |
|
|
Golondrinka пишет: |
В следующем году он будет переходить в high school, станет старшеклассником. Требования в той школе возрастут многократно, и я чувствую, что он совсем к таким требованиям не готов.
|
Я понимаю, что у вас дополнительные трудности, с другой страной, языком и т.д. И вам могут помочь советом те, кто сам это прошел. У нас не было такого опыта. Но есть друзья в Канаде, которые когда приехали, младший сын как раз пошел в школу. Что знаю из их рассказов - отец семейства говорил: "Я не знаю, как сын это все выдержал, но выпутался и проскочил". Было очень большое напряжение, и тут, наверное, без помощи родителей не обойтись, по крайней мере поддержки моральной, т.к. слишком много всего нового. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Golondrinka
Зарегистрирован: 06.09.2007 Сообщения: 645 Откуда: Canada
|
Добавлено: 10.11.2007 18:50 Заголовок сообщения: |
|
|
Конечно, у нас есть свои национальные особенности и часть из них отражается на проблеме. Но мне казалось, что проблема безответственности у мальчишек-подростков скорее интернациональная.
Вот и хочется узнать, как другие с ней справляются. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Стеша
Зарегистрирован: 17.06.2007 Сообщения: 407
|
Добавлено: 10.11.2007 19:18 Заголовок сообщения: |
|
|
Golondrinka пишет: | Конечно, у нас есть свои национальные особенности и часть из них отражается на проблеме. Но мне казалось, что проблема безответственности у мальчишек-подростков скорее интернациональная.
Вот и хочется узнать, как другие с ней справляются. |
Ой, только не стоит называть это "безответственностью". Не надо никак называть, - потому что как ни назови - а у подростка совсем другие в голове названия и приоритеты. Им иногда вообще - хоть умри завтра, все все равно, потому что перелом в жизни, они пытаются понять - зачем вообще живут. Какие тут уроки и проекты!
Когда моя дочь начала проскакивать мимо школы (чего никогда до 15 лет не было), т.е. попросту брать сумку, выходить из дома, но в школу не попадать - классная рук-ца мне звонила и взывала. "Вы объясните, что в школу ходить надо! Вот я никогда...." Я говорю: "Да, я знаю, что надо. И я, как и Вы, в школу ходила. Но она - не я. И у нее сейчас проблемы личного характера, я пытаюсь разобраться". Учительница: "Какие сейчас могут быть проблемы личного характера! Впереди экзамены!" И дальше, в духе - учеба главный труд и т.д.
А дети влюбляются, и когда как не в 15-16 лет - это ярко, и перекрывает крышу, и гори оно все остальное синим пламенем...
Или по-другому ищут себя, и инстинкт сохранения жизни в это время у них никакой.
Поэтому - поддерживать, говорить по душам (по возможности), но не читать нотаций! - и хвалить за самую малость, и оно как-то облегчится, и обязательно надо верить, что повернется ситуация лицом, а не задом. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Клёпа
Зарегистрирован: 21.09.2007 Сообщения: 1246 Откуда: г. Дмитров. Подмосковье
|
Добавлено: 13.11.2007 23:35 Заголовок сообщения: |
|
|
У нас было три критических этапа в процессе обучения.
Первый где-то 2-3 класс. Я поняла, что мой ребёнок из-за того, что плохо и медленно читает, абсолютно точно не будет успевать по географии, истории, литературе... Поставила себе задачу заинтересовать дочь чтением. Книги я ей подбирала долго. Не шло ничего. Не нравились НИКАКИЕ жанры детской литературы из предложенных ей. Пока наконец я не узнала о таком жанре, как детский детектив. (Это было в 1993-1994 году.)
Ура! Ребёнок начал читать.
Второй этап уже 9-11 класс. Ходить в школу стало для дочери какой-то мукой. Не нравилось ей там. И когда она спрашивала, можно ли туда не идти. Я разрешала. А когда разрешала, она собирала и нехотя шла туда.
Школу домучили.
Поступила в институт. Учёба была очень интересна и давалась легко. (Я удивлялась. Мне думалось, что после запущенных уроков в школе это было не просто.) Ровно до тех пор, пока были интересные ей предметы и интересные для неё преподы.
Последние полтора курса мучилась. Учёба стала не интересна. Стала работать по профессии, а лекции практически не посещала. Хуже стало, когда вышла на диплом. Я думала, что к защите дочь не допустят. Пришлось мне ходить в институт и улаживать этот вопрос. Тема диплома была крайне сложная. Защита прошла очень неудачно. Оценка оказалась только "уд". Плакала. И сама приняла решение подавать апелляцию, так как диплом писала сама, и считала, что оценку явно занизили из-за не посещаемости лекций. После как подала апелляцию, оценка волшебным образом изменилась на "хор". Вторичная защита была отменена. _________________ Если спокойно сидеть и ничего не делать,
то приходит весна, а трава вырастает сама по себе (с) |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|