|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Lucky_
Зарегистрирован: 20.01.2007 Сообщения: 313
|
Добавлено: 26.12.2007 20:07 Заголовок сообщения: Ребёнок зациклен на оценках |
|
|
Здравствуйте!!
Речь пойдет о моей ученице (7 класс), которой я преподаю английский и французский языки. В целом, девочка сообразительная, но в учебе ей очень мешает боязнь оценок! Чуть ли не первым ее вопросом был, буду ли я ставить оценки, расскажу ли маме, если она не сделает домашнее задание и т.п. Сначала я вообще хотела отказаться от какой-либо формы наказания/поощрения, но все больше вижу в этом необходимость. Как это сделать, чтоб не травмировать ребенка? Думала, какую бы игру придумать и вспомнила виселицу: за неправильный ответ можно добавлять "черточки", но виселица.. как-то не очень Если кто-то поделится идеями, буду благодарна _________________ Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда медведь бежит за мноой! |
|
Вернуться к началу |
|
|
С а ш а
Зарегистрирован: 01.10.2007 Сообщения: 136
|
Добавлено: 26.12.2007 22:16 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | девочка сообразительная, но в учебе ей очень мешает боязнь оценок! |
Цитата: | Думала, какую бы игру придумать и вспомнила виселицу: | Догадливая девочка попалась, видимо не зря боится...
А вообще-то, может быть, сделать наоборот: игру в Замок Прекрасной принцессы - за ПРАВИЛЬНЫЙ ответ добавлять кирпичи, ворота и прочих лебедей, а неправильные просто игнорировать.
А если за какой-то период (четверть, полгода) сумеет выстроить замок, подарить Талисман настоящей принцессы - по ситуации что там фенечки\сережки\колечки.
И мама не страшна будет, и девочка оценкам начнет интересоваться. Только ошибки нужно игнорировать всегда. |
|
Вернуться к началу |
|
|
derev
Зарегистрирован: 19.12.2007 Сообщения: 1995 Откуда: Эрец на Цафоне :)
|
Добавлено: 28.12.2007 00:18 Заголовок сообщения: |
|
|
С а ш а пишет: | Цитата: | девочка сообразительная, но в учебе ей очень мешает боязнь оценок! |
Цитата: | Думала, какую бы игру придумать и вспомнила виселицу: | Догадливая девочка попалась, видимо не зря боится...
А вообще-то, может быть, сделать наоборот: игру в Замок Прекрасной принцессы - за ПРАВИЛЬНЫЙ ответ добавлять кирпичи, ворота и прочих лебедей, а неправильные просто игнорировать.
А если за какой-то период (четверть, полгода) сумеет выстроить замок, подарить Талисман настоящей принцессы - по ситуации что там фенечки\сережки\колечки.
И мама не страшна будет, и девочка оценкам начнет интересоваться. Только ошибки нужно игнорировать всегда. | Ошибки нельзя игнорировать ведь отрицательный опыт учит нас не делать ошибок в будущем, тоесть формирует наш мозг.
"Мама не страшна будет" А мне кажется загвоздка именно в маме в её реакции на оценки. И мне лично непонятно чего именно девочка боится. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Lucky_
Зарегистрирован: 20.01.2007 Сообщения: 313
|
Добавлено: 28.12.2007 11:58 Заголовок сообщения: |
|
|
Вот в том-то и противоречие. Снизишь оценку - расстроится. Откажешься от оценок вообще - появляется небрежность. И не сказать, что у нее нет интереса к языкам, но, выполняя упражнения, постоянно беспокоится о том, что получит. _________________ Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда медведь бежит за мноой! |
|
Вернуться к началу |
|
|
aspbt
Зарегистрирован: 23.05.2005 Сообщения: 1066 Откуда: Москва
|
Добавлено: 28.12.2007 12:53 Заголовок сообщения: |
|
|
А занимается она с тобой по собственному желанию, или по маминому? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Alonsa
Зарегистрирован: 03.08.2007 Сообщения: 4331 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 29.12.2007 00:58 Заголовок сообщения: |
|
|
В любом случае - по маминому. Платит-то за уроки - кто?! Простите за резкость, но все эти внешкольные штучки ... всё это собственное желание родителей. Если оно совпало и с желанием ребенка - родитель получает еще и шикарный рычажок для манипуляций: "Смотри, если не будешь....(нужное вписать), кончатся твои...(языки, танцы, музыка, спорт...и т.д.)". |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ольха
Зарегистрирован: 08.12.2007 Сообщения: 11591 Откуда: Israel
|
Добавлено: 29.12.2007 09:24 Заголовок сообщения: |
|
|
Lucky_
А с родителями девочки вам довелось встретиться?
Сама девочка, мне кажется, беспокоится о чем-то, что кажется ей довольно таки объективным и реальным - критике, злости, скандалах со стороны родителей за плохие оценки. И она права в своем беспокойстве - ни вы ни я не хотели бы, чтобы на вас кричали, называли бестолковой идиоткой или что-нибудь там еще.
А вот родители - другой вопрос - это их отношение и реакции на приносимые ею оценки в конце концов ввели девочку в теперешнее состояние. И если стоит придумать для кого-то "игру" или предложить играть в эту игру с девочкой - то, думаю, скорее для них, чем для вас. Ключевой фигурой в решении этого вопроса здесь для нее являются, увы, родители, а не учительница. _________________ дышать и улыбаться |
|
Вернуться к началу |
|
|
С а ш а
Зарегистрирован: 01.10.2007 Сообщения: 136
|
Добавлено: 29.12.2007 16:32 Заголовок сообщения: |
|
|
Про оценки и ошибки на которых учатся.
Вначале про ошибки. Расхожая фраза «на ошибках учатся» иногда играет с людьми злую шутку. Возможно, вначале она имела смысл, что ошибаться можно, учась чему-то мы ошибаемся. Что-то вроде «кто не работает, то не ошибается». И плавно дрейфует к смыслу, что «ошибка это хорошо, ошибка нужна и т.д.».
Но, дело в том, что мы учимся не на ошибках, мы учимся на правильных действиях, просто, до тех пор, пока мы в это правильное действие не попадем, совершаем те самые ошибочные движения.
Теперь про оценки. Допустим, девочка ошибочно произносит слово «мама», ей ставят оценку – два. И так сто раз. Она никогда не научится говорить мама правильно, пока случайно, совершая множество попыток, не произнесет его правильно. И тогда ей поставят «пять», и она уловит, как это делать правильно.
Если девочка боится оценок. Она в ужасе будет произносить одно и тоже, просто хотя бы потому что в страхе на автомате будет совершать знакомое действие. Чему она при таком раскладе научиться – видимо, что лучше это дурацкое слово вообще не произносить…
Учителю надо, чтобы она пробовала по-разному и закрепить удачный вариант. Тут хорошо подойдут положительные оценки.
Можно в качестве наглядного примера привести дрессировку животных (если этого никого не заденет).
Отрицательные оценки нужны в качестве сигнала запрета, чего-то действительно опасного (побежал ребенок через дорогу забыв про предупреждения – получил наказание) схема: ошибочное опасное действие – наказание – правильное действие- поощрение.
Но, в уроках вряд ли есть особо опасные действия, к тому же девочка и так запугана.
Поэтому схема: ошибка – устная поправка – правильное действие – положительная оценка подойдет лучше чем: ошибка – плохая оценка – страх, ступор – гнев матери – дополнительное наказание – ненависть к урокам, учителю и т.д.
И совсем отдельно про оценки и учителей.
Допустим, ученик и учитель учат английский. В первый день мы имеем какой-то уровень знания языка: словарный запас, произношение, грамматику и прочие параметры. К концу занятий (например, через год) эти параметры должны быть другими. И учитель должен знать четко какими именно. Хорошо бы и ученик тоже знал.
Что такое оценка? Это грубое, примерное определение, насколько тандем учитель\ученик продвинулись в направлении их конечной цели. И именно в данном предмете по конкретно оцениваемому параметру.
Дальше. Есть родители (ну, или одна мама). У нее есть мысли, какую дочь она хочет воспитать: список параметров (правдивую, честную и т.д., один из пунктов – знающую английский язык), т.е. дать ей какой-то набор знаний, умений и навыков.
Так вот и учитель, и мама должны (по хорошему) в оценку по английскому вкладывать именно тот смысл, который она несет.
А если мама путает одну оценку конкретного качества в один текущий момент времени с оценкой дочери в целом – и реагирует и наказывает соответственно, ребенок и будет оценки воспринимать как «палочки для висилицы».
В этой ситуации учитель может в том числе и объяснить ребенку что именно он оценивает – их совместный труд по прохождению маршрута из пункта А в пункт В. Конкретно описанный заранее. И не более того. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Алёнка
Зарегистрирован: 20.04.2007 Сообщения: 207
|
Добавлено: 30.12.2007 23:50 Заголовок сообщения: |
|
|
Так на заметку, я сильно боялась (да и сейчас боюсь) плохих оценок потому, что всего однажды когда меня обидели одноклассники, мама сказала, что раз ты плохо учишься, вот поэтому тебя не уважают. Я подумала и правда, сколько знаю примеров, к отличникам всегда хорошо относятся одноклассники.
С тех пор я поставила себе завышенные требования. Отсюда страх оценок, хотя за тройки меня вообщем не ругали, а двойки крайне редко приносила. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ольха
Зарегистрирован: 08.12.2007 Сообщения: 11591 Откуда: Israel
|
Добавлено: 31.12.2007 00:08 Заголовок сообщения: |
|
|
Алёнка пишет: | Так на заметку, я сильно боялась (да и сейчас боюсь) плохих оценок потому, что всего однажды когда меня обидели одноклассники, мама сказала, что раз ты плохо учишься, вот поэтому тебя не уважают. Я подумала и правда, сколько знаю примеров, к отличникам всегда хорошо относятся одноклассники.
С тех пор я поставила себе завышенные требования. Отсюда страх оценок, хотя за тройки меня вообщем не ругали, а двойки крайне редко приносила. | Вот насчет хорошего отношения к отличникам в классе- не соглашусь - сама когда-то отличницей была...какое-то время (класса до 8-го), пока не надоело угождать всем вокруг, включая тех же одноклассников. К отличникам липнут оттого, что у них можно в нужный момент списать или попросить шпору. А хорошо относятся к тем, кого могут принять "за своего" - кто не подведет, когда весь класс решит с урока сбежать или напроказить учительнице. А отличники, оттого что стараются быть примерными и хорошими да и отметки высокие получать, часто подобных штук не одобряют, с уроков добровольно не уходят и вообще...
Да и среди самих отличников в классе нередко жесточайшее соперничество идет - помню, какие убийственные взгляды мы с Олей Л., второй отличницей, друг на друга кидали - обе "учительские дочки", зануды и зубрилки. _________________ дышать и улыбаться |
|
Вернуться к началу |
|
|
aspbt
Зарегистрирован: 23.05.2005 Сообщения: 1066 Откуда: Москва
|
Добавлено: 31.12.2007 05:56 Заголовок сообщения: |
|
|
Alonsa пишет: | В любом случае - по маминому. Платит-то за уроки - кто?! | Оно конечно верно, но иногда мамино желание сопровождается и желанием самого ребёнка. Не все дети ведь через силу занимаются. Alonsa пишет: | Простите за резкость, но все эти внешкольные штучки ... всё это собственное желание родителей. Если оно совпало и с желанием ребенка - родитель получает еще и шикарный рычажок для манипуляций: "Смотри, если не будешь....(нужное вписать), кончатся твои...(языки, танцы, музыка, спорт...и т.д.)". | Так всё-таки бывает, что ребёнок сам чего-то хочет дополнительно?
Я об этом и спрашиваю - в данном случае девочка хочет заниматься? Или делает это только по настоянию родителей? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Фани
Зарегистрирован: 28.12.2007 Сообщения: 78
|
Добавлено: 31.12.2007 09:24 Заголовок сообщения: |
|
|
у меня дочка ещё в школу не ходит, но от "оценок" очень зависит, боится ошибиться, поэтому мне тоже тема интересна.
Сама я стараюсь как-нибудь шутливо обыгрывать ошибки, помогает немного.
Очень понравилась идея про замок и кирпичики.
Хорошо бы мамам уметь разбираться со своими комплексами и не передавать их детям. Оох...! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Lucky_
Зарегистрирован: 20.01.2007 Сообщения: 313
|
Добавлено: 02.01.2008 18:29 Заголовок сообщения: |
|
|
aspbt пишет: | А занимается она с тобой по собственному желанию, или по маминому? |
Изначально по маминому, но теперь и по собственному. Если бы не хотела, не делала бы домашние задания, не задавала бы вопросов. Знаешь ведь как бывает, когда дети делают задания для галочки? Тут не так, у нее интерес чувствуется.
С а ш а пишет: | может быть, сделать наоборот: игру в Замок Прекрасной принцессы |
Ну да, этот подход более творческий, чем просто оценки ставить, но преимущество оценок в том, что вместе с пятеркой ребенок сразу получает положительные эмоции, а если он работает за кирпичики и вообще неизвестно получится ли из этих кирпичиков замок, то азарта маловвато )) Но идея действительно хорошая, ее можно как-нибудь обыграть
Alonsa пишет: | Простите за резкость, но все эти внешкольные штучки ... всё это собственное желание родителей. | А если у ребенка действительно есть способности и желание? По Вашему ребенок не может "внешкольными" штучками без желания родителей знаиматься?
derev, Alonsa, Ольха, мама девочки совсем не монстр, производит впечатление вполне адекватного человека и, главное, как-то сказала мне такую фразу: "Для меня важны не оценки, которые она в школе получит, а чтобы она получила знания".
Саша пишет: | Если девочка боится оценок. Она в ужасе будет произносить одно и тоже, просто хотя бы потому что в страхе на автомате будет совершать знакомое действие. | Вот-вот, а у учителя в школе не хватает времени или терпения, чтобы закрепить положительный навык, и поэтому с такой легкостью раздаются двойки.
Алёнка, Ольха, прочитала ваши посты и подумала, что боязнь оценок может исходить не столько от монстра-мамы или монстра-учителя, а из общей оценочной зависимости, потому что у девочки действительно есть проблемы с общением в школе. Это мне сказала ее мама, я бы никогда не подумала!
Фани пишет: | Сама я стараюсь как-нибудь шутливо обыгрывать ошибки | Я тоже стараюсь ) В общем, я вижу проблему так: на одной чаше весов оценка, на другой - интерес к предмету, и вторую чашу нужно сделать более весомой _________________ Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда медведь бежит за мноой! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Alonsa
Зарегистрирован: 03.08.2007 Сообщения: 4331 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 03.01.2008 01:55 Заголовок сообщения: |
|
|
Lucky_ пишет: | Alonsa пишет: | Простите за резкость, но все эти внешкольные штучки ... всё это собственное желание родителей. | А если у ребенка действительно есть способности и желание? По Вашему ребенок не может "внешкольными" штучками без желания родителей знаиматься? | Я имела в виду только финансовую сторону вопроса. Ребенок может сколько угодно хотеть, но без родительских денег (и желания, кстати) ничего не выйдет... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Илoна
Зарегистрирован: 14.09.2006 Сообщения: 1631 Откуда: ВДНХ
|
Добавлено: 15.01.2008 15:21 Заголовок сообщения: |
|
|
Суммировать баллы. Сделано - плюс один. Ползущий вверх график здорово вдохновляет. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Assja
Зарегистрирован: 25.12.2006 Сообщения: 64 Откуда: Москва
|
Добавлено: 12.02.2008 10:26 Заголовок сообщения: |
|
|
Ой, простите, что влезаю... Моя дочь (9 класс) уже лет пять занимается языками с учителями. Ни один учитель ей не ставил ни одной оценки. Вообще не было речи об этом.
Проверяется задание, подчеркиваются/исправляются ошибки, проверяется сочинение, но оценок как таковых нету. Вообще.
Сколько лет я сама занималась с преподавателями языка - мне тоже никогда не ставили оценок. Это же занятие тет-а-тет, зачем нужны оценки? _________________ "Предки теснятся во мне, как в Книге Бытия" (Иегуда Амихай) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Lucky_
Зарегистрирован: 20.01.2007 Сообщения: 313
|
Добавлено: 13.02.2008 15:23 Заголовок сообщения: |
|
|
Я ставлю оценки крайне редко. Но любое мое слово, смахивающее на похвалу или наоборот ("Хорошо, сегодня гораздо лучше!" или "Здесь ты сделала много ошибок!") ученица мысленно приравнивает к баллам: "А на какую оценку я сегодня занималась?" "Я не сделала задание, вы мне двойку не поставите?" _________________ Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда медведь бежит за мноой! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Assja
Зарегистрирован: 25.12.2006 Сообщения: 64 Откуда: Москва
|
Добавлено: 15.02.2008 11:11 Заголовок сообщения: |
|
|
То есть все оценивается в баллах....
Да, сложно так заниматься _________________ "Предки теснятся во мне, как в Книге Бытия" (Иегуда Амихай) |
|
Вернуться к началу |
|
|
ElenaN
Зарегистрирован: 17.01.2008 Сообщения: 5 Откуда: Одесса
|
Добавлено: 15.02.2008 19:52 Заголовок сообщения: |
|
|
1. обозначить, что Вам нравится не только результаты по языку, но и то, что ей он интересен сам по себе. Хвалить за это. И не скрывать огорчение от того, что она ставит себе какие-то оценки. То есть ставить оценки за эти ее действия, когда они есть.
2. Не ясно, что она с этими оценками делает. Кто дает ей ответную реакцию за ее оценки? Какую? Ей нужны пятерки в копилку или страх двоек. Не верю в монстра по имени "общая оценочная зависимость". Есть же вещи, от оценок которых она не зависит. Например, я зависела от оценок за учебу, но мой почерк мне безразличен даже когда его оценивают "как курица лапой", что недалеко от истины .
Мысленно произношу фразу "а Вы расскажете маме, если я не сделаю домашнее задание"? Нахожу только одну расшифровку - не жду от мамы хорошей реакции. Или от того, кому мама рассскажет. Это от моей слабости. А откуда она взялась и что с этим делать в каждом случае своя история. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|