|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Олег
Зарегистрирован: 13.09.2006 Сообщения: 1972
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Soledad
Зарегистрирован: 19.10.2005 Сообщения: 588
|
Добавлено: 23.11.2006 13:03 Заголовок сообщения: |
|
|
Спасибо, Олег! Это хорошая идея, буду тоже толковые книжки сюда кидать. _________________ Мы не начинаем не потому, что трудно -трудно потому, что мы не начинаем. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Олег
Зарегистрирован: 13.09.2006 Сообщения: 1972
|
Добавлено: 25.12.2006 22:25 Заголовок сообщения: |
|
|
Еще одна книга, постоянно цитируемая на этом форуме : Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком - как?"
Сайт с кучей информации и великолепная книга Комаровского "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников" о детях до года http://www.komarovskiy.vostok.net/index.html. _________________ The greatest challenge to any thinker is stating the problem in a way that will allow a solution.
- Bertrand Russell |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 26.12.2006 07:57 Заголовок сообщения: |
|
|
У меня очень сложное отношение к книге Комаровского. То, что он пишет о закалке - нравится и кажется похожим на правду, что прикорм не советует вводить в первые месяцы, и разрешает кормить детей по ночам - тоже приятно. Но вот все, что касается его методов воспитания в детях самостоятельности - имхо, это просто караул. Во всяком случае - это полностью противоречит всему, что пишут на эту тему ВЛ в "Нестандартном ребенке" и та же Гиппенрейтер в своей знаменитой книге... О многочисленных исследованиях, доказывающих, что метод "дайте проораться" приводит к катастрофическим результатам я уже не говорю... Сам Евгений Олегович считает, что психологи витают в облаках и по-настоящему помочь людям не могут. Что нужно предложить такое средство, которое можно применять без всякого осмысления, простое решение, по принципу "нажал кнопку - сработало". Если помните - именно против таких решений предостерегает в своей книге ВЛ... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Олег
Зарегистрирован: 13.09.2006 Сообщения: 1972
|
Добавлено: 26.12.2006 12:08 Заголовок сообщения: |
|
|
Для нас эта книга оказалась очень полезной. Именно с точки зрения настройки здравого смысла родителей. На многие вещи удалось взглянуть по другому. _________________ The greatest challenge to any thinker is stating the problem in a way that will allow a solution.
- Bertrand Russell |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 26.12.2006 17:57 Заголовок сообщения: |
|
|
Здоровому все полезно, не сочтите за лесть... Вам эта книга, как я понимаю, помогла понять, что когда родители доводят себя до изнеможения - это нехорошо и для ребенка... Я с этим полностью согласна, с единственной оговоркой: те методы, которыми предлагает облегчать жизнь родителей Евгений Олегович на самом деле - мина замедленного действия, которая рано или поздно шарахнет по полной программе...
Некоторое время назад Е.О. предлагал мне написать совместную книгу, соединить точки зрения психолога и педиатра, выработать общие рекомендации... Пришлось отказаться - не получилось найти общий язык, к сожалению. Он хотел простых рецептов, с помощью которых "любой обыватель" смог бы решить свои проблемы - а у меня не хватило такта и умения объяснить, почему с моей точки зрения решить свои проблемы - означает перестать быть обывателем (если понимать под этим словом человека с неразвитыми критическим мышлением, эстетическим вкусом и способностью к сопереживанию). |
|
Вернуться к началу |
|
|
Элла
Зарегистрирован: 25.09.2005 Сообщения: 370 Откуда: Петрозаводск
|
Добавлено: 28.12.2006 03:00 Заголовок сообщения: |
|
|
Я взяла очень много ценной информации из книги Никитиных "Мы, наши дети и внуки". Там и про интеллектуальное развитие с детства, и про физическое развитие, и про уважение к чувствам детей, и про трудовое воспитание и про праздники. Всё на простых жизненных примерах. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 28.12.2006 05:04 Заголовок сообщения: |
|
|
Да, мне эта книга тоже очень нравится. И больше всего - нравится то, как родители учились вместе с детьми, как развивали свою способность понимать их и самих себя... Академик Аршавский писал о поразительной интуиции Никитиных, но меня еще больше поразило то, что они, следуя своей интуиции, не останавливались на достигнутом, все больше и больше уточняли свое понимание, готовы были пересматривать привычные решения ради более продуктивных... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Яната
Зарегистрирован: 05.12.2005 Сообщения: 62
|
Добавлено: 28.12.2006 12:04 Заголовок сообщения: |
|
|
Последний раз редактировалось: Яната (16.03.2007 10:05), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Селена
Зарегистрирован: 03.11.2005 Сообщения: 746 Откуда: Москва
|
Добавлено: 28.12.2006 12:20 Заголовок сообщения: |
|
|
Моя мать училась в школе с детьми Никитиных - и помнит, что, даже по послевоенным меркам, они чувствовали себя постоянно голодными, думали, у кого бы кусочек выпросить. Опять вопрос: какими бы Вы хотели видеть своих детей: Достойными или Счастливыми? Ответ не для публикации в форуме, а для размышлений. То, что было у Никитиных - психологический эксперимент на живых людях. Бог им судья. _________________ Жизнь надо прожить так, чтобы Богу было интересно наблюдать за тобой, иначе он отвернется. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Kosta
Зарегистрирован: 24.04.2006 Сообщения: 1928 Откуда: Омск
|
Добавлено: 28.12.2006 12:33 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | В 2000 году наткнулась на статью в газете о судьбе этих детей – очень серая у них судьба. Никитины занимались евгеникой в собственной семье и результат плачевный. | Почитал материал, слишком самостоятельные были потому и проблемы в школе, нежелание прививать детям чуства НЕОБХОДИМОСТИ учёбы, дал сей результат по школе, хотя и школа не принимает самостоятельных. А вообще нормальные дети нормальные судьбы, гениев там не было. _________________ Каждый человек пребывает там, где ему положено быть сообразно законам его натуры. Мысли, которые он положил в основу своего характера, определили его местонахождение. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Яната
Зарегистрирован: 05.12.2005 Сообщения: 62
|
Добавлено: 28.12.2006 13:17 Заголовок сообщения: |
|
|
Последний раз редактировалось: Яната (16.03.2007 10:05), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Олег
Зарегистрирован: 13.09.2006 Сообщения: 1972
|
Добавлено: 29.12.2006 00:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Яната пишет: | В 2000 году наткнулась на статью в газете о судьбе этих детей – очень серая у них судьба. | Так и не понял почему "серенькая". По моему - жизнь, как жизнь, не лучше, и не хуже, чем у многих других. А насчет ошибок - кто из нас не ошибается? Подчас даже знаешь, что делаешь неправильно... _________________ The greatest challenge to any thinker is stating the problem in a way that will allow a solution.
- Bertrand Russell |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 29.12.2006 00:39 Заголовок сообщения: |
|
|
Яната, насчет "выродочной семьи" - фраза вырвана из контекста, и что там на самом деле имелось в виду, сказать невозможно. Доверять интерпретации журналиста, который это написал, не получается - учитывая все остальные его суждения и оценки... Цитата: | Думаю, не стоит что-либо делать по системе, какой бы не была эта система. | Преимущество Никитиных в том и состояло, что они не придерживались жесткой системы, были открыты для изменений и готовы были признать свои ошибки...
Селена, по поводу вечно голодных детей - интересно, об этом часто говорят (якобы Никитины ограничивали своих детей в еде) - но при этом в книге подробно описано, чем они питались - все очень просто, конечно, но уж точно голодным никто не сидел... Это я не к тому, что ваша мама рассказывает не то, что было - но, может быть, это не столько ее воспоминания, сколько интерпретации окружавших ее взрослых? Раз многодетная семья - значит, есть нечего...
И про эксперимент - да, они экспериментировали, в том смысле, что делали не так, как все, как было принято в том обществе, где они жили - ну так ведь в этом обществе и счастливых, гармонично развитых людей было не густо... Как же было не искать другие варианты? И что очень важно - то, что они делали, это фактически современный "анскулинг", домашнее образование... Проблема была в том, что Никитины просто очень опередили свое время, тогда и подумать нельзя было о том, чтобы вообще не отдавать детей в традиционную школу... Но если бы не было таких новаторов, как они - до сих пор бы, возможно, не появилось никакой альтернативы традиционной совковой образовательной системе... И то, что в роддоме хоть где-то стали прикладывать детей к груди сразу после рождения - тоже в огромной степени заслуга Никитиных... В общем, друзья мои - не торопитесь, пожалуйста, выдавать отрицательные оценки. Разберитесь сначала, прочитайте внимательнее книгу и интервью... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Элла
Зарегистрирован: 25.09.2005 Сообщения: 370 Откуда: Петрозаводск
|
Добавлено: 29.12.2006 01:33 Заголовок сообщения: |
|
|
Да Инна, ты права. Всецело поддерживаю. А вообще из любой книги можно найти ценное. Мне, например, и Спок помог. Второго ребёнка по нему я уже не воспитывала |
|
Вернуться к началу |
|
|
fikriye
Зарегистрирован: 01.01.2007 Сообщения: 91 Откуда: Москва
|
Добавлено: 01.01.2007 17:59 Заголовок сообщения: |
|
|
Яната пишет: | В своё время книгами Никитиных зачитывалась, восхищалась, кое-что из книг применяла в собственной жизни. Но со временем задавалась вопросом: а какие они Дети Никитиных стали, эти необыкновенные Дети? В 2000 году наткнулась на статью в газете о судьбе этих детей – очень серая у них судьба. Никитины занимались евгеникой в собственной семье и результат плачевный. |
Там в комментариях все сказано, добавить просто нечего... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 02.01.2007 03:40 Заголовок сообщения: |
|
|
fikriye, там комментарии очень разные. К какому именно вы не считаете нужным что-то добавлять? |
|
Вернуться к началу |
|
|
fikriye
Зарегистрирован: 01.01.2007 Сообщения: 91 Откуда: Москва
|
Добавлено: 02.01.2007 22:39 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна пишет: | fikriye, там комментарии очень разные. К какому именно вы не считаете нужным что-то добавлять? |
Насчет нарушенного равновесия между любовью и амбициями. Насчет огорода, который Никитины нагородили. Насчет некоторых положительных моментов, которые так или иначе можно при желании взять для себя и про прикладывание к груди |
|
Вернуться к началу |
|
|
ВсемПривет
Зарегистрирован: 13.09.2006 Сообщения: 1228 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 03.01.2007 02:28 Заголовок сообщения: |
|
|
А мне кажется, что Никитины, как раз сами и говорили в чем дело: важно во-время предоставлять возможности для развития. Способен ребенок удержать предмет - дай ему ложку, способен висеть на турнике - турник д.б. рядом, способен различить буквы - дайте буквы и т.д. Время уходит быстро, а возможностей мало. Какие возможности были у этих детей в школе ? Скука смертная и непонимание и агрессия от однокласников. . 8-10 лет такой пытки, самоизнасилования к чему ведут?
Вот у меня ребенок сейчас любит пилить, завинчивать-отвинчивать, мастерить, схемы эл. собирать, конструктор собирать и т.д. Но! папа на работе с утра до вечера, я в этом мало чего понимаю. Повела во "Дворец пионеров и школьников". Благо мы в Питере. Думаю, ну там-то уж точно есть. Есть. Но с третьего класса. А ему только 6 исполнилось. А раньше не берут. Не хотят возиться . Я говорю, он уже много умеет, давайте я буду приходить , сама с ним сидеть, следить. Нет, ни в какую. И не важно, что в 4г электро-схемы из электро-конструктора уже понимал. Неважно, что в 5 - с ним спал и добавлял моторчики из сломанных машин. А в 6 - это уже неинтересно- пройденный этап. Надо дальше. Вот. Сейчас интерес есть и надо сейчас его развивать, а что потом будет, через 3 г - неизвестно. Для ребенка это - вечность. Ведь Никитины и пытались дать своим детям именно во-время, по-способностям. А не растить каких-то гениев. А в школе все это превращалось в бессмысленый обезьяний труд. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 03.01.2007 22:18 Заголовок сообщения: |
|
|
ВсемПривет, я согласна с вами - конечно, главной бедой Никитиных было неизбежное столкновение с традиционной системой образования. И еще я бы добавила, что их представление о взаимоотношениях между людьми, в том числе между родителями и детьми, были настолько радикальными для своего времени, что это не могло не послужить причиной для серьезных трудностей. Собственно и те, кто сегодня выбирает альтернативные формы образования для своих детей, сталкиваются с этой проблемой по полной программе. С одной стороны, нужно уберечь ребенка от ожесточения, от трусости или замкнутости, с другой стороны, нельзя прятать его от мира, не давать ему возможности научиться адекватно реагировать на грубость, хамство, нечестность, непорядочность. Я далека от того, чтобы идеализировать опыт Никитиных, но, когда я читаю их книгу, меня поражает, прежде всего, то, о чем написала в предисловии их дочь Юля: "Из каждой проблемной ситуации Б. П. и Л. А. пытались найти выход САМОСТОЯТЕЛЬНО и на самом высоком уровне отношений: ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК — МИР. При этом они наблюдали, вслушивались и пробовали, не перекладывая ответственности за свои решения на других. Они попытались избежать того распространенного варианта, когда вместо интуиции, любви, сознательности действуют самолюбие, тупое следование чужому опыту или столь же тупое его отрицание." И все это - в 60-е - 70-е годы в Советском Союзе, в условиях тотальной психологической безграмотности, во власти режима, в зародыше стремящегося задушить любые попытки человека сохранить самоуважение, чувство собственного достоинства, самостоятельность! Скажите, суровые критики - вы хорошо себе представляете, какими были условия существования в то время? Как это ни грустно, большинство комментариев к той подборке статей, на которую дала ссылку Яната, можно коротко описать термином ВЛ - "мимочейство". Конечно, объяснить амбициями можно любое стремление добиться заметных результатов, но, если при этом людям есть и в самом деле, чем поделиться, нет решительно никаких оснований обвинять их в том, что главная задача для них "состричь купоны и прославиться". Насчет того, что не стоило городить огород, раз дети не стали академиками - про это ВЛ писал в недавней рассылке (номер 105) "Успехоголизм или синдром отличника", и я с ним совершенно согласна - социальный статус сам по себе ни о чем еще не говорит, гораздо важнее, что человек представляет собой в личностном плане, каков уровень его психологического развития. И что самое главное - тем, кто думает, что Никитины были очень холодными родителями, стоит еще раз внимательно перечитать их книгу, обратив особое внимание на тот эпизод, где Лена рассказывает, как одна из дочерей грубо оскорбила ее в ответ на несправедливое замечание, и как она после этого поняла, как обидела дочку, и первой стала извиняться. На это и из современных матерей способны очень немногие, а уж ожидать такого от матери 40 лет назад, было бы и вовсе утопией. Поэтому я могу только повторить - прежде, чем бросаться резкими оценками, постарайтесь понять, о каких условиях жизни шла речь, и спросите себя, сумели бы вы на месте Никитиных пытаться противостоять тупой системе?
ВсемПривет, я уверена, что для вашего мальчика можно найти какой-нибудь альтернативный способ развивать его интерес к технике, может быть, попробовать познакомиться с родителями детей, которые ходят в этот кружок... Общие интересы объединяют детей, даже если есть большая разница в возрасте. Может, они могли бы вместе заниматься тем, что им интересно, вне этого кружка? А еще можно попробовать вывесить объявление в каком-нибудь блоге... |
|
Вернуться к началу |
|
|
fikriye
Зарегистрирован: 01.01.2007 Сообщения: 91 Откуда: Москва
|
Добавлено: 03.01.2007 22:29 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | прежде, чем бросаться резкими оценками, постарайтесь понять, о каких условиях жизни шла речь, и спросите себя, сумели бы вы на месте Никитиных пытаться противостоять тупой системе? |
Кажется, тупая система как раз пошла им навстречу - допустила детей в классы не по возрасту - поправьте меня.
А потом, можно было обойтись без противостояния. Имхо. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 04.01.2007 06:01 Заголовок сообщения: |
|
|
Эта система, к сожалению, навстречу таким как Никитины ходить не умеет. Проблема была не в том, что дети знали больше, чем им полагалось с точки зрения школьной программы, а в том, что традиционная система образования вся направлена прежде всего на воспитание в ученике умения хорошо слушаться - а Никитины старались прежде всего дать детям возможность развить свои творческие способности. Одно с другим никак не сочетается, к сожалению - поэтому без конфликта там никак не могло обойтись. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Kosta
Зарегистрирован: 24.04.2006 Сообщения: 1928 Откуда: Омск
|
Добавлено: 04.01.2007 15:58 Заголовок сообщения: |
|
|
Инна пишет: | Эта система, к сожалению, навстречу таким как Никитины ходить не умеет. Проблема была не в том, что дети знали больше, чем им полагалось с точки зрения школьной программы, а в том, что традиционная система образования вся направлена прежде всего на воспитание в ученике умения хорошо слушаться - а Никитины старались прежде всего дать детям возможность развить свои творческие способности. Одно с другим никак не сочетается, к сожалению - поэтому без конфликта там никак не могло обойтись. | Вот конфликт с системой то и поломал детей Никитиных имхо. _________________ Каждый человек пребывает там, где ему положено быть сообразно законам его натуры. Мысли, которые он положил в основу своего характера, определили его местонахождение. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталия
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 7574 Откуда: Москва
|
Добавлено: 04.01.2007 16:13 Заголовок сообщения: |
|
|
а конфликт ли? Согласитесь, для любого ребенка на определенном этапе развития личноти важно отвержение семейных ценностей и преобладание ценностей референтной группы.
Спрашивается, а могла ли быть у детей Никитиных такая группа? ИМХО, нет. Слишком непохожими их вырастили.
В одной из книг Устиновой есть очень интересный пассаж - описание чувств и мировосприятия мужчины, выросшего в семье, существовавшей "по-Никитиным". Основная мысль - непохожесть, культивируемая в семье - это тоже узкие рамки, внутри которых развивается ребенок. И что ему делать, если он-то как раз по своей внутренней природе "традиционный", как все. И как все семья не укладывается в рамки общества, так и такой ребенок не укладывается в рамки этой семьи.
Меня тогда это зставило задуматься. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 04.01.2007 18:12 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Вот конфликт с системой то и поломал детей Никитиных имхо. | Не зная детей Никитиных лично, нельзя говорить о том, как они справились со своими испытаниями. Система им помешала свободно развиваться - да, это очевидно, но не факт, что они не сумели извлечь из этой ситуации полезные уроки. Цитата: | Основная мысль - непохожесть, культивируемая в семье - это тоже узкие рамки, внутри которых развивается ребенок. И что ему делать, если он-то как раз по своей внутренней природе "традиционный", как все. | Никитины не ставили задачу вырастить детей непохожими на других - они просто старались создать для своих детей оптимальные условия для развития. То, что они оказались во многом непохожи на ровесников, только подчеркивает тот факт, что у других детей условия жизни были гораздо дальше от оптимума, и им большую часть сил приходилось тратить не на развитие, а на сопротивление, на преодоление помех, которые им создавали взрослые, не ведая, что творят...
Что касается узких рамок семьи - Никитины со временем лучше научились их преодолевать. Обратите внимание - если в первой книге они довольно агрессивно отзываются о тех, кто пророчил им множество бед и пытался вернуть обратно, к привычным шаблонам, то потом их тон становится гораздо спокойнее и доброжелательнее, и они специально подчеркивают, как важно заботиться о том, чтобы окружающие не чувствовали себя уязвленными... Сделать, это, конечно, очень сложно - но можно, если очень постараться, и можно этому же научить своих детей. Единственное, что, по всей видимости, было невозможно тогда - это свести к минимуму контакты с официальной системой образования. У нас сейчас, слава Богу, есть такая возможность - во многом, благодаря таким новаторам, как Никитины. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|