|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Юри
Зарегистрирован: 23.06.2005 Сообщения: 158 Откуда: Москва
|
Добавлено: 17.10.2010 22:11 Заголовок сообщения: Жертвам "Бычков" и "Кисонек" |
|
|
В "Ни дня без строчки" ВЛ поднял очень интересную тему:
Цитата: | Загадка, над которой стоит поломать голову: почему и зачем в нашем российском менталитете там и сям разбросаны эти занозы, которые взрослые с упорством, достойным лучшего применения, всаживают в обнаженные беспомощные детские души.
«Идет коза рогатая за малыми ребятами»... «Остались от козлика рожки да ножки»... «В траве сидел кузнечик... Не думал, не гадал он, никак не ожидал он такого вот конца...»
Вот и всеми любимая и уважаемая Агния Барто туда же:
Идет бычок качается,
вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!»
Ну кто же не знает и всеми фибрами дошкольной души не помнит эту вечную на все времена классику фрустрации. |
Вспомнила, казалось бы, прочно забытое! Как меня пугали стихи Барто...кроме Бычка, Мячика ещё и Зайка! Которого мало того, что бросила хозяйка, так он ещё со скамейки слезть не смог...
Но, может, нам и нужна такая детская литература? Может, она как раз идеально готовит ребёнка к жизни в России? Где в любой момент может "кончиться доска", и ты окажешься "мрачной бездны на краю"...где тебя оболгут, предадут, оторвут лапу, отберут самое дорогое и даже запретят плакать по этому поводу... |
|
Вернуться к началу |
|
|
ABC
Зарегистрирован: 23.08.2010 Сообщения: 1258 Откуда: Москва
|
Добавлено: 18.10.2010 11:20 Заголовок сообщения: Re: Жертвам "Бычков" и "Кисонек" |
|
|
Юри пишет: | В "Ни дня без строчки" ВЛ поднял очень интересную тему:
Цитата: | Загадка, над которой стоит поломать голову: почему и зачем в нашем российском менталитете там и сям разбросаны эти занозы, которые взрослые с упорством, достойным лучшего применения, всаживают в обнаженные беспомощные детские души.
«Идет коза рогатая за малыми ребятами»... «Остались от козлика рожки да ножки»... «В траве сидел кузнечик... Не думал, не гадал он, никак не ожидал он такого вот конца...»
Вот и всеми любимая и уважаемая Агния Барто туда же:
Идет бычок качается,
вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!»
Ну кто же не знает и всеми фибрами дошкольной души не помнит эту вечную на все времена классику фрустрации. |
Вспомнила, казалось бы, прочно забытое! Как меня пугали стихи Барто...кроме Бычка, Мячика ещё и Зайка! Которого мало того, что бросила хозяйка, так он ещё со скамейки слезть не смог...
Но, может, нам и нужна такая детская литература? Может, она как раз идеально готовит ребёнка к жизни в России? Где в любой момент может "кончиться доска", и ты окажешься "мрачной бездны на краю"...где тебя оболгут, предадут, оторвут лапу, отберут самое дорогое и даже запретят плакать по этому поводу... |
По-моему, в данном случае ВЛ " притянул за уши", что называется. Почему ему только сейчас , на склоне лет, пришла в голову мысль о " крамольных" бычках и заиньках? Все сугубо индивидуально. Я сама в детстве обожала Барто, и мои дети спокойно слушали эти стихи, жалели Зайку, не видели ничего трагического в Бычке...И вообще - стихи- настоящие, тем более детские - это же не просто передача сюжета-мысли-идеи, это гораздо больше. Тут важно все: ритмика, звук, волшебство слов. Хотя, конечно, если ТАК разбирть многие детские стихи и сказки, то там такой подтекст откопать можно...что без психиатра не обойтись. Но только большинству детей это не приходит в голову. Это удел взрослых психоаналитиков.ИМХО, конечно. _________________ ...Я на форуме с 2005г...
"Полная свобода: хочешь трезвость, хочешь хмель: важна метода, а не цель" ( МЩ) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ольха
Зарегистрирован: 08.12.2007 Сообщения: 11591 Откуда: Israel
|
Добавлено: 18.10.2010 11:27 Заголовок сообщения: |
|
|
Тоже помню эти стихи, и помню, как сама их выучивала наизусть, повторяя за родителями, и декламировала с чувством, когда была еще совсем маленькая. Кажется, я тогда еще сама не понимала, что именно декламирую, меня завораживали сами рифмы, звучание слов, картинки, которые я себе представляла. А "сейчас я упаду" - ну ведь не упал же. Стишок кончился раньше, чем бычок упал - значит, не упал. По крайней мере, не помню, чтобы при этих строчках я представляла себе, как бычок тут же с треском рушится с моста в воду. Вот если бы родители мне заботливо подсказали такое развитие сюжета - тогда да, я бы, наверное, "прониклась" горькой участью бычка.
И даже "уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу" - ведь это же кукла в руках маленького ребенка. Если он ее уронит или что-то случайно ей оторвет - это все равно, что уронить на пол своего, там, братика, и оторвать ему голову? Мне кажется, это скорее домыслы взрослых по поводу того, что ребенок должен воспринимать реальность так же, как и они, испытывать в определенных ситуациях такие же эмоции, как и они. _________________ дышать и улыбаться |
|
Вернуться к началу |
|
|
MayFlower
Зарегистрирован: 05.07.2009 Сообщения: 598
|
Добавлено: 18.10.2010 12:34 Заголовок сообщения: |
|
|
да многие детские сказки - ужастики в чистом виде.
взять хотя бы "Гензель и Грета" - бедные родители, у них дома нечего есть и они отправили детей в лес.
Немецкая классика "Макс и Моритц" - это вообще нечто,они живодеры просто.
Сказки Андерсена не такие уж веселые...
Может это подготовка детей к тому,что в жизни есть не только хорошее? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Юри
Зарегистрирован: 23.06.2005 Сообщения: 158 Откуда: Москва
|
Добавлено: 18.10.2010 14:07 Заголовок сообщения: |
|
|
Андрсен - это да...но Андерсен - это уже дети постарше, не такие маленькие.
А в народных сказках много ужасов, но в итоге всё кончается хорошо...если б в стихах Барто бычок бы упал-отжался, мячик бы выловили из реки, Мишке бы пришили лапу, а зайку бы хозяйка разыскала, высушила бы и попросила прощения...блин, у нас бы другая страна была бы. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Ginger
Зарегистрирован: 01.10.2010 Сообщения: 177
|
Добавлено: 18.10.2010 14:48 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Где в любой момент может "кончиться доска", и ты окажешься "мрачной бездны на краю"...где тебя оболгут, предадут, оторвут лапу, отберут самое дорогое и даже запретят плакать по этому поводу... | Мне тоже кажется это притянутым за уши. Сказать что я выросла и стала агрессором, отрывающим головы окружающим, предающим и врущем на каждом шагу - даже с натяжкой не могу. Поэтому даже якобы откладывание в подкорке для меня спорно. Вспоминая свои реакции на эти стишки, а читали мне их тоннами, потом и сама читала и не только стишки, (в т.ч. "Путешествия Гулливера" в свои 7 лет), про бычка... четко помню ощущение не законченности повествования, про оторванные лапы - безумная жалость к несчастному мишке, провоцирующая приступы нежности к собственным игрушкам, плюшевым и не очень. Помню как рыдала, слушая сказку про серую шейку. И чем больше рыдала, тем чаще просила ее рассказать, прям садо-мозо малолетнее
А детей действительно надо приучать с малолетства, что в жизни есть все, в т.ч. и переживания и несправедливости. Только как по мне, конец у сказок всенепременно должен быть счастливым, чтобы формировать в ребенке позитив. Те же сказки Андерсена по сравнению с нынешними Покемонами нервно курят в уголке. Или чего стоят мультики с отпиливанием головы бензопилой и заливающей пространство кровищей. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Oux
Зарегистрирован: 03.10.2010 Сообщения: 50
|
Добавлено: 18.10.2010 17:35 Заголовок сообщения: |
|
|
Мне кажется, чем человек взрослее, тем больше он видит ненормальности в детских книжках. А детям-то, а им хоть что...
Помню читал во втором-третьем классе "Одиссею капитана Блада" (кстати, "Гиперболоид инженера Гарина" - название построено по тому же типу...) Восхищался храбростью Блада и корсаров.
Перечитал недавно - получилась такая вещь, что моя теперешняя интерпретация совершенно иная. Приключенческий роман сменился трагедией. Кто читал внимательно, поймёт личную трагедию капитана Блада, т.к. он ставит личное выше всеобщего, и в личном терпит почти полный крах. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 20.10.2010 19:48 Заголовок сообщения: |
|
|
Oux, это несколько не по теме - но все равно интересно - а почему капитан Блад ставит личное выше общественного, и почему в личном терпит почти полный крах? Мне казалось, что он как раз пренебрег личной безопасностью ради другого человека, и поэтому попал в беду - а в личном плане у него все в конце концов получилось здорово...
По поводу детских стихов - я думаю, все дело в том, кому и как их читать... Цитата: | Но, может, нам и нужна такая детская литература? Может, она как раз идеально готовит ребёнка к жизни в России? Холодная улыбка Где в любой момент может "кончиться доска", и ты окажешься "мрачной бездны на краю"...где тебя оболгут, предадут, оторвут лапу, отберут самое дорогое и даже запретят плакать по этому поводу... | Нет, такая точка зрения мне очень не близка. Это тот самый случай, когда ребенку предлагается адаптироваться не к реальности, а к невозможности к ней адаптироваться. Привыкнуть к тому, что жить хреново. По-моему, острая реакция чувствительных, тонких детей, каким были и ВЛ, и его жена в детстве, как раз с тем и связана, что они не готовы мириться с такой чернотой и безысходностью, таким мрачным мировоззрением. Суть сказок - в том, что они всегда показывают дорогу к свету. И если стишок про бычка продолжить вопросом, что тут можно сделать, как ему помочь, и вместе его поймать, или подсказать, что с досточки можно в конце спрыгнуть - может, и получится позитив... Но только тут нужно быть осторожным, хорошо чувствовать ребенка, быть уверенным, что погружение в проблему не будет для него слишком болезненным, что последующее решение компенсирует тревогу и напряжение первой части игры... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталья Коринфская
Зарегистрирован: 10.02.2009 Сообщения: 1506
|
Добавлено: 21.10.2010 11:20 Заголовок сообщения: |
|
|
С музыкальной школы знаю эту песенку:
Цитата: | Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь! |
Это я взяла с какого-то сайта, посвященного мамам, папам и малышам. Но я помню еще строчку:
Похвалялася коза:
- Всем я выколю глаза!
И помню свое неприятие этой строчки. И "Бычок" не нравился своей безысходностью. И "Зайка", брошенный хозяйкой, вызывал негодование и ощущение моей беспомощности. Ведь я никак не могу ему помочь.
А если ребенок, девочка пережила сильную эмоцию по-поводу этих несчастных игрушек, не вырастет ли она эдакой спасательницей, тянущей на своих плечах инфантильного мужа-алкоголика, или вечного неудачника, живущего за счет женщины? Не будет ли она искать такой типаж, чтобы наконец реально помочь "зайке"?
Совершенно иное "В норушке жил мышонок". Стихотворение направлено на преодоление страха. Посвети на страх фонариком светлячка. Даже взрослым полезно это делать. _________________ "Воздух выдержит только тех,
Только тех, кто верит в себя.
Ветер дует туда, куда
Прикажет тот, кто верит в себя" |
|
Вернуться к началу |
|
|
Зебр
Зарегистрирован: 29.11.2008 Сообщения: 3916 Откуда: Новосибирск
|
Добавлено: 21.10.2010 13:19 Заголовок сообщения: |
|
|
Убежден, что в любом произведении для детей должна быть надежда на лучший исход. И в этом согласен с ВЛ. Конец может быть не вполне благополучным, но в конце должен мелькнуть лучик света. Многие сказки Андресена, хотя и печальны, но концовкой переводят(совершенно удивительно получается) мысли в другой ракурс, другой уровень, доступный и детям. Именно из сказок Андересена я вынес мысль, что в любви не настолько важна встреча влюбленных - важнее сама любовь.
А грусть и печаль, думаю, должны присутствовать, должны проходить через сознание малыша, ведь так формируется умение сочувствовать, понимать слабого, рождается желание защищать и оберегать.
Конечно же, сказки и стихи с плохим концом не могут оказать решающего воздействия на психику, ведь, слава Богу, сказками и стихами общение с миром не ограничивается.
Хорошо запомнилась обида на Пушкина после прочтения "Сказки о рыбаке и рыбке". Он лишил меня мало-мальской надежды на защиту деда. Но Пушкин следовал народным мотивам. В которых очень много страхов. Вообще, эта тема восходит к теме детских страхов. Именно страхом раньше воспитывали. Страх был инструментом и ограничителем.
Еще запомнилось, как я, уже будучи отцом, испытал поистине счастливую радость, когда обнаружил в одном из сборников русского фольклора сказку Колобок С ХОРОШИМ КОНЦОМ. Лису дед поймал и достал из живота живого Колобка. Радость моя была компенсация многолетней скрытой неудовлетворенности исходом сказки.
Меня чрезвычайно удивило, почему вариант с хорошим концом не обрел популярность. Именно он, на мой взгляд, обладал бы воспитательной силой. Потому что отрицательное, тяжелое, безысходное детское сознание либо отторгает, либо учится воспринимать, не чувствуя ткани происходящего(больно ведь).
И я был несказанно рад, когда в магазине начали появляться новые сказки, новые сюжеты взамен классических. Очень много книг с юмором, понятным даже маленьким детям. Это здорово. Обожаю такое:
Барашки
(диалог волков и барашков)
- Приходите к нам, барашки,
мы расчешем вам кудряшки.
- Нет, спасибо, бе-бе-бе,
расчешите их себе!
Свинка
- Как приятно в теплой луже!
Но пора идти на ужин!
Ждут меня друзья, ХРЮ-ХРЮ,
Желудей им подарю!
Воробей
- Не замерзнешь, воробьишка,
Без сапожек, без пальтишка?
- Не замерзну! Я привык!
ЧИК-ЧИРИК! ЧИК-ЧИК-ЧИРИК! |
|
Вернуться к началу |
|
|
patra
Зарегистрирован: 04.05.2006 Сообщения: 2747 Откуда: МО
|
Добавлено: 21.10.2010 16:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Ну вот у нас сейчас Барто в фаворе. Я выкручиваюсь так:
Бычок говорю дочке: "Видишь, бычок маленький, идет по доске боится, что упадет. Но если он будет идти аккуратненько- особенно учитывая, что доска-то кончается- то он никуда не упадет".
Зайка: девочка бросила игрушку. Она разве хорошо поступила? Нет, нехорошо. Бедненький зайка весь вымок под дождем.
НО- либо она была еще лялечкой и не понимала, что делает. Либо она его забыла, либо у неё было плохое настроение. Но в любом случае, игрушечки надо любить и беречь, как мы, не так ли?
Мишка: Ну оторвали мишке лапу, да. Но девочка- видишь?- его собирается лечить, т.к. любит его. Вот какая девочка молодец!
В общем, целую философию подвожу под каждое стихотворение И у нас, кстати, получаются очень даже прикольненькие беседы, Яра любит эту книжку и её ауру.
А вообще стихи неплохие, ироничные, веселые и с довольно глубоким смыслом (Любочка- синенькая юбочка Веревочка и проч).
А вот сказки типа "про безручку" это -мда...Я их читать не буду, конечно. А сказки про Золушку и Дюймовочку- дочке нравится "принцессность" главных героинь, на остальное ей пофиг _________________ Капля вливается в Океан. Океан вливается в Каплю |
|
Вернуться к началу |
|
|
Волшебная Гора
Зарегистрирован: 22.10.2010 Сообщения: 30
|
Добавлено: 22.10.2010 04:44 Заголовок сообщения: |
|
|
По моим наблюдениям и воспоминаниям о детстве дети живут не в нашем, а каком-то другом, детском, во многом сюрреалистическом мире. Детская душа многое воспринимает по-другому. И я не думаю, что с годами она закаляется. В моем случае уж точно было наоборот. Сейчас Зайка-брошенный-хозяйкой ощущается именно как "классика фрустрации" (sic! в яблочко! ) Слишком многое на эти стихи отзывается внутри - и собственное детство, и отношения с родителями, и со своим ребенком. Читаю и понимаю, что написал это стихотворение взрослый человек. И не только для детей, но и для взрослых.
А в детстве даже Ваню Васильчикова проглатывала, не морщась! Цитата:
Отвечал ему Ваня Васильчиков:
- Хоть и жаль мне твоих крокодильчиков,
Но тебя, кровожадную гадину,
Я сейчас изрублю, как говядину.
Мне, обжора, жалеть тебя нечего:
Много мяса ты съел человечьего.
Помню только ощущение, что дух захватывало: "Ух ты! вот это жестко сказано!" И все-таки где-то всегда была мысль, что это не по-настоящему. Это, елки-палки, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ , выдумка то есть, страшилка. Даже в детстве я это понимала. Но у разных детей, конечно же, очень разное восприятие. Свою сверхчувствительную дочь я таким экспериментам подвергать не могу. Боюсь, что в ее случае это действительно может засесть занозой. На то и родитель со своим родительским инстинктом, чтобы думать и фильтровать: когда, что и под каким соусом из мировой литературы подавать. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Зебр
Зарегистрирован: 29.11.2008 Сообщения: 3916 Откуда: Новосибирск
|
Добавлено: 22.10.2010 08:01 Заголовок сообщения: |
|
|
Волшебная Гора пишет: | Но у разных детей, конечно же, очень разное восприятие. Свою сверхчувствительную дочь я таким экспериментам подвергать не могу. Боюсь, что в ее случае это действительно может засесть занозой. На то и родитель со своим родительским инстинктом, чтобы думать и фильтровать: когда, что и под каким соусом из мировой литературы подавать. |
Совершенно согласен: "На то он и родитель!"
Но многие ли из родителей становятся Родителями с появлением ПЕРВОГО малыша? Многие ли родители вообще становятся Родителями, даже родив много детей? Многие родительством занимаются по шаблону, кем-то им спущенному...
Родительство физическое связано с родительством духовным, способностью чувствовать, понимать ребенка, думаю, совершенно не прямо пропорционально, а порой, и не имея своих детей, человек чувствует их лучше реальных родителей, доказательством чему была судьба Януша Корчака.
Духовные не-родители своим не-родительством несчастны. Могут читать и покупать детям всё, что выпускается "для детей". Дети не виноваты в нечувствительности родителей. Поэтому, когда кто-то пишет нечто для детей - сто раз прочитайте это своей детской струнке, посмотрите глазами девочки или мальчика, которые всегда живут в нас, но иногда запираются взрослостью в чулан... |
|
Вернуться к началу |
|
|
ABC
Зарегистрирован: 23.08.2010 Сообщения: 1258 Откуда: Москва
|
Добавлено: 22.10.2010 13:59 Заголовок сообщения: |
|
|
Хорошо, оставим " классиков"....
Возьмем книгу стихов для детей В. Леви " Кважды-Ква", 2008г. издания. В предисловии к ней сам автор пишет, что это "левитамины для духовного роста". В целом, книжка неплохая, моим детям нравится, но есть такие перлы, что Барто и не снилось....
Например, стишец " А бывает, знаешь как...." Начинается вполне невинно: " А в районе потолка мухи съели паука, ничего - бывает"...но дальше: " А БАНДИТЫ-КАРАСИ БОМБУ БРОСИЛИ В ТАКСИ. НИЧЕГО-БЫВАЕТ" То есть если взять предложенный ВЛ подход, то бомба в такси - это нормальненько так,в порядке вещей. Куда уж там зайкам с оторванными лапами....
[Поправлено модератором] _________________ ...Я на форуме с 2005г...
"Полная свобода: хочешь трезвость, хочешь хмель: важна метода, а не цель" ( МЩ) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Наталья Коринфская
Зарегистрирован: 10.02.2009 Сообщения: 1506
|
Добавлено: 22.10.2010 14:24 Заголовок сообщения: |
|
|
Вот он этот стих
Цитата: | БЫВАЕТ
А бывает знаешь как?
Кошки кушают собак,
квасом запивают.
А в районе потолка
мухи съели паука.
Ничего, бывает.
А бывает знаешь что?
Одинокое пальто
шляпу надевает.
А разодранный башмак
убежал в универмаг.
Ничего, бывает.
А бывает знаешь как?
Щука едет в зоопарк,
жабры разевает.
А бандиты караси
бомбу бросили в такси.
Ничего. Бывает.
А бывает знаешь что?
Все не так и все не то,
хуже не бывает.
Так бывает, если черт,
отправляясь на курорт,
зонтик забывает. |
_________________ "Воздух выдержит только тех,
Только тех, кто верит в себя.
Ветер дует туда, куда
Прикажет тот, кто верит в себя" |
|
Вернуться к началу |
|
|
Marisha
Зарегистрирован: 24.08.2009 Сообщения: 6394
|
Добавлено: 22.10.2010 14:43 Заголовок сообщения: |
|
|
Волшебная Гора пишет: | На то и родитель со своим родительским инстинктом, чтобы думать и фильтровать: когда, что и под каким соусом из мировой литературы подавать. |
Не так давно моя уже взрослая дочь сказала, что до сих пор не любит слушать песенку мамонтенка "Плыву я сквозь волны и ветер к единственной маме на свете", потому что в детстве ей было грустно от этого мультика. Я в полном удивлении спросила: "Почему?". Она ответила: "Но ведь все знают, что мамонты вымерли, значит мамонтенок маму - не найдет!"
Вот как тут было отфильтровать, если мне самой это никогда в голову не приходило? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Юри
Зарегистрирован: 23.06.2005 Сообщения: 158 Откуда: Москва
|
Добавлено: 22.10.2010 15:24 Заголовок сообщения: |
|
|
Детские стихи ВЛ мне не нравятся...они совсем не детские. Когда взрослые поэты хотят покаламбурить-подурачиться-вернуться в детство, пишут такие чепушинки, но часто они просто изливают своё...гм...специфическое сознание, в стихах отсутствует то, что нравится детям: простота эмоций и картинок(в смысле, неусложнённость), запоминающиеся герои и хоть какой, но сюжет.
Да и любовь детей к беспорядку и кавардаку, по-моему, сильно преувеличена. Мне лично в детстве очень нравилось наоборот, что-то идиллически-стабильное, как кто-то печёт пироги, играет со зверями, принимает гостей.
Мамонтёнок в детстве расстраивал тоже... вспомнила, кстати, ещё один ужас из детства! Куда там Кисонькам с Зайками...Мультфильм про пингвина с каменным яйцом, который всё его высиживал, а потом поплыл с ним и утонул. Вот что хотел сказать автор? И чем он думал? Для меня это до сих пор загадка.
Часть 1: http://www.youtube.com/watch?v=qESsnLVVf3s
Часть 2: http://www.youtube.com/watch?v=uvCTD-jQWdg&feature=related
Последний раз редактировалось: Юри (22.10.2010 22:24), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Волшебная Гора
Зарегистрирован: 22.10.2010 Сообщения: 30
|
Добавлено: 22.10.2010 21:59 Заголовок сообщения: |
|
|
Зебр пишет: | Поэтому, когда кто-то пишет нечто для детей - сто раз прочитайте это своей детской струнке, посмотрите глазами девочки или мальчика, которые всегда живут в нас |
Вот бывает настраиваешь-настраиваешь свои внутренние телепатические датчики... Кажется, что ребнка чувствуешь как самого себя. Что ребенок - это ты сам, только маленький. И вдруг...
Читаю своей дочке певучее, убаюкивающее стихотворение:
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
Дочь просит его прочитать раз пять. Потом говорит: "Мама, я его боюсь, слона. Он детишек не ест?"
И тут я понимаю, что мое всемогущество в отношении понимания собственного ребенка сильно преувеличено. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 23.10.2010 04:17 Заголовок сообщения: |
|
|
Я не думаю, что это стихотворение ВЛ стоит сравнивать с "Зайкой" Барто. Это ведь шутка, а печальная история про Зайку рассказывается вполне всерьез... ВЛ в том тексте, который послужил поводом для этой темы, говорит о боли, которую могут причинить ребенку безысходные сюжеты. А в этой стихотворной шутке никакой безысходности нет - есть баловство, хотя и, наверно, действительно, на грани фола... Во всяком случае, своему сыну я это читала с осторожностью, следя за его реакцией - но он смеялся, так что я волновалась зря. Но, честно говоря, мне в этой книге другие стихи нравятся больше - про луч и цветок, и особенно про замерзшего человечка. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Марита
Зарегистрирован: 23.11.2006 Сообщения: 498
|
Добавлено: 23.10.2010 17:29 Заголовок сообщения: |
|
|
Я думаю, что детям нужны разные сюжеты - жизнь-то разная. И безысходные тоже. хотя про Зайку, про Бычка - не такие уж там страхи. и потом - Юри пишет. что вроде рождается мысль у ребенка. что его бросят, предадут, оторвут там что-то. Но с какой это стати ребенок будет ассоциировать с игрушкой СЕБЯ? Ассоциируешь себя с человеком - такое все же чаще случается. В Мишке - с девочкой, которая не бросит свою игрушку, "потому что он хороший". Это же вообще классный посыл: не бросать любимое существо только из-за того, что ему лапу оторвали. Девочка-то знает, что он хороший.
Я вот недавно в маршрутке ехала - там "Радио Шансон" звучало, а в частности песня "Ковыляй потихонечку" - это где парень вернулся с горячей точки без ног, а невеста ему говорит: мол, не нужен мне такой: "ковыляй потихонечку, а меня позабудь, тра-ля-ля, проживешь как-нибудь". Вот Вам обратная сторона "Мишки". Там девочка не бросит игрушку без лапки, а тут невеста бросает парня без ноги. Ей (невесте из песни) явно в детстве не было жалко Мишку .
Поэтому, я думаю. такие стихи, как Зайка, МИшка, Бычок - они учат сопереживать чужой беде, относиться сердечнее к тем, кто рядом. На примере игрушек учат вполне общечеловеческим вещам. И вряд ли большинство детей получает психологическую травму на всю жизнь.
По себе, по мужу, по дочери я этого как-то не заметила. А сострадание пробуждается - и это хорошо. Особенно, когда кругом в культуре культивируется эгоистичный индивидуализм и потребительское отношение к жизни.
А вообще - отличная тема. Есть над чем подумать.
У меня в свое время родилось много мыслей по поводу русских и зарубежных сказок, их воспитательного значения и роли в формировании национальной идентичности, менталитета. Тема как раз позволяет об этом говорить. _________________ Господи, дай мне смирения принять то, что не могу изменить; мужества - менять то, что могу; и мудрости отличить одно от другого.
Курт Воннегут |
|
Вернуться к началу |
|
|
Татьяна101
Зарегистрирован: 06.07.2010 Сообщения: 426 Откуда: Москва
|
Добавлено: 23.10.2010 18:43 Заголовок сообщения: |
|
|
Marisha пишет: | "Но ведь все знают, что мамонты вымерли, значит мамонтенок маму - не найдет!" |
Я тоже так думала и было понятно что нашел чужую слониху, а это не очень... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Инна
Зарегистрирован: 10.06.2005 Сообщения: 2307 Откуда: Иерусалим
|
Добавлено: 24.10.2010 03:43 Заголовок сообщения: |
|
|
А я всегда думала, что дети чужими не бывают, и была уверена, что совершенно не важно, родила ли мама своего ребенка или усыновила - главное, как она к нему относится...
Мариша, а что вы ответили дочери? Или не стали это обсуждать? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Oux
Зарегистрирован: 03.10.2010 Сообщения: 50
|
Добавлено: 24.10.2010 05:50 Заголовок сообщения: |
|
|
Волшебная Гора пишет: | Зебр пишет: | Поэтому, когда кто-то пишет нечто для детей - сто раз прочитайте это своей детской струнке, посмотрите глазами девочки или мальчика, которые всегда живут в нас |
Вот бывает настраиваешь-настраиваешь свои внутренние телепатические датчики... Кажется, что ребнка чувствуешь как самого себя. Что ребенок - это ты сам, только маленький. И вдруг...
Читаю своей дочке певучее, убаюкивающее стихотворение:
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
Дочь просит его прочитать раз пять. Потом говорит: "Мама, я его боюсь, слона. Он детишек не ест?"
И тут я понимаю, что мое всемогущество в отношении понимания собственного ребенка сильно преувеличено. |
Понимаю. Мало кто может создавать четкий и правдивый образ другого человека в своей голове. Скорее всего, ребенку стало страшновато, жутковато... Такие стихотворения, наверное, лучше читать днем, при свете и людях. |
|
Вернуться к началу |
|
|
kosmopolit
Зарегистрирован: 26.10.2008 Сообщения: 9639 Откуда: украина
|
Добавлено: 24.10.2010 13:25 Заголовок сообщения: |
|
|
Зебр пишет: | ... испытал поистине счастливую радость, когда обнаружил в одном из сборников русского фольклора сказку Колобок С ХОРОШИМ КОНЦОМ. Лису дед поймал и достал из живота живого Колобка. |
Фигасе ХОРОШИЙ КОНЕЦ Для Колобка может он и хорош, а вот каково Лисе с распоротым животом? _________________ Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Юри
Зарегистрирован: 23.06.2005 Сообщения: 158 Откуда: Москва
|
Добавлено: 24.10.2010 13:39 Заголовок сообщения: |
|
|
Ну, может, там Лисе потом живот зашили и отпустили с миром? |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|