|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
kalashnikov
Зарегистрирован: 18.10.2005 Сообщения: 2995
|
Добавлено: 26.12.2007 22:16 Заголовок сообщения: Два способа обучения |
|
|
Два способа - это "от деталей к целому" и "от целого к деталям". Мне это пришло в голову, когда я училась кататься на коньках (во взрослом возрасте). У нас было две тренерши: одна сразу показывала как правильно кататься, как держать руки-ноги и все остальное, а вторая просто показывала фигуру, и мы за ней повторяли, уж как получится. Так вот, со второй у меня получалось - я сначала понимала приблизительно, что надо делать, а потом, уловив общий смысл, уже обращала внимание на детали. А с первой - не получалось: я так сосредоточивалась на мелочах, что не могла понять, что же должно получаться в целом.
Другой пример - я учила мужа играть на пианино. Когда я стала объяснять про ноты и длительности, он запутался и сказал, что я ему всю охоту отбила. А когда я просто сыграла мелодию и попросила повторить, дело пошло.
Правда, у этого способа есть недостаток: можно выучить что-нибудь неправильно.
А в детстве, насколько я помню, учили наоборот: в музыкалке, например, сразу учили правильно сидеть, правильно держать руку, ноты, гаммы, и только пройдя всю эту лабуду, можно было играть какие-то мелодии. Зато переучиваться не приходилось.
Еще один пример: знакомая учила ребенка (2,5 года) читать. Она показывала и называла ему сразу слова. В итоге он научился читать некоторые отдельные слова целиком, не по буквам. Говорят, это такая методика есть, основанная на том, что мы тоже читаем не по буквам, а воспринимаем написанное слово или даже фразу целиком. А в школе, соответственно, нас учили наоборот: буквы-слоги-слова-предложения.
Я понятно описала?
Короче, народ, кто учит или учится и вообще у кого есть по этому поводу мысли, поделитесь, страшно интересно: что за велосипед я изобрела? И как, например, лучше учить (учиться)? Или это зависит от человека (ребенка)? Или зависит от возраста? А у вас самих какой есть опыт обучения себя и других? Теория и практика, логика и образ - что должно идти за чем? |
|
Вернуться к началу |
|
|
usser
Зарегистрирован: 23.10.2006 Сообщения: 614 Откуда: msk
|
Добавлено: 27.12.2007 01:00 Заголовок сообщения: Re: Два способа обучения |
|
|
kalashnikov пишет: | Правда, у этого способа есть недостаток: можно выучить что-нибудь неправильно. | Так для этого и существует обратная связь, сидящий рядом преподаватель, который при «втором» способе увидит и проработает только возникшие у конкретного ученика ошибки — тогда как при «первом» способе приходится превентивно работать над всеми мыслимыми ошибками, которых этот ученик вполне мог и «случайно» избежать.
С чтением другое, если письмо у нас буквенное, то, наверное, нет смысла работать с ним как с иероглифичным. Теоретически может ведь быть и такое, что «переучивать» придётся как раз ребёнка, который запомнил очень много внешних видов слов, но не понимает слова, которые видит впервые.
Моё теоретическое имхо: там, где целевая деятельность связана с формированием двигательных навыков, развитием тела — «выгоднее» использовать второй подход, там, где работа больше интеллекта — первый, строить мышление из «кирпичиков», пригоден большинству, учиться математике «от сложного» — это к гениям или вообще нереально. |
|
Вернуться к началу |
|
|
galatima
Зарегистрирован: 30.12.2005 Сообщения: 214 Откуда: Москва
|
Добавлено: 27.12.2007 10:53 Заголовок сообщения: Re: Два способа обучения |
|
|
kalashnikov пишет: | Еще один пример: знакомая учила ребенка (2,5 года) читать. Она показывала и называла ему сразу слова. В итоге он научился читать некоторые отдельные слова целиком, не по буквам. Говорят, это такая методика есть, основанная на том, что мы тоже читаем не по буквам, а воспринимаем написанное слово или даже фразу целиком. А в школе, соответственно, нас учили наоборот: буквы-слоги-слова-предложения. |
Это широко используемая методика обучения , так называемое, глобальное чтение, если не ошибаюсь, ее впервые предложил Глен Доман. Эту методику широко используют при раннем обучении и обучении проблемных деток. |
|
Вернуться к началу |
|
|
kalashnikov
Зарегистрирован: 18.10.2005 Сообщения: 2995
|
Добавлено: 27.12.2007 23:16 Заголовок сообщения: Re: Два способа обучения |
|
|
usser пишет: | Моё теоретическое имхо: там, где целевая деятельность связана с формированием двигательных навыков, развитием тела — «выгоднее» использовать второй подход, там, где работа больше интеллекта — первый, строить мышление из «кирпичиков», пригоден большинству, учиться математике «от сложного» — это к гениям или вообще нереально. |
Про математику как раз вспомнила пример из своей школы На геометрии (стереометрия) учительница нам на первом уроке не стала ничего объяснять, а просто дала задачку и сказала дома подумать. Никто ни до чего не додумался, учительница на следующем уроке показала решение и дала еще одну задачку. Но когда через сколько-то раз вдруг дошло, как решать, то этот непростой раздел математики сразу стал понятен. А скучными теоремами нас не мучили: она потом сказала "ну вот вы уже знаете то-то и то-то, так вот, это называется теорема такая-то", вот и все. Но это метод неформальный, и тут либо получится, озарит ученика, либо нет. Для формального обучения, фабрики по получению и воспроизведению знаний, не годится.
Мне вот еще кажется, что для взрослых больше подходит подход способ "от целого к деталям", то есть сначала сделать хоть как-то, а потом уже оттачивать детали. Не знаю, почему, может, потому что во взрослом возрасте труднее учиться новому и не хватает внимания, чтобы объять все мелочи.
Galatima, а это глобальное чтение почему используют при обучении проблемных деток? Какие у него плюсы и минусы? Расскажите, если есть желание. Я думаю, при раннем и для проблемных - потому что образное мышление тут работает, а не логическое, которое в этих случаях недостаточно развито... |
|
Вернуться к началу |
|
|
galatima
Зарегистрирован: 30.12.2005 Сообщения: 214 Откуда: Москва
|
Добавлено: 27.12.2007 23:50 Заголовок сообщения: Re: Два способа обучения |
|
|
Глен Доман - популяризатор методики глобального чтения известный нейропсихолог и с точки зрения физиологии мозга у детей мозг находится в стадии формирования лет до 10 (если не ошибаюсь..) и доминирующим выступает правое полушарие, ответственное за наглядно-образное мышление. Ну, с малышами все понятно. У проблемных детей, как правило имеется задержка развития и биологический возраст не всегда соответствует настоящему развитию. Вот и получается, что у детей фотографическое восприятия мира.
Я со своим сыном пыталась заниматься и по нашей традиционной методике буква-слог-слово-предложение, увы, он старательно повторял буквы и знает все буквы до сих пор, но вот никак эти буквы не складывались в непонятные слоги. Есть у нас и комплект кубиков Зайцева- поиграл он ими, но так и не пошел нам Зайцев (обучение послоговое). Возможно я неудачно преподнесла ему материал. Глобальное чтение с табличками нас продвинуло. Но мы с ним занимаемся не строго по методике глобального чтения. Как только ребенок понял, что такое слово, мы стали воспринимать и слоги тоже.
Противники методики глобального чтения говорят, что при этом не развивается фонетический слух, т.е. при этом в нашем, сложном русском языке неминуемо возникнут проблемы с грамотностью. Ведь с английскими словами все обстоит проще, а наша грамматика и исключения из правил просто жуткие... |
|
Вернуться к началу |
|
|
kalashnikov
Зарегистрирован: 18.10.2005 Сообщения: 2995
|
Добавлено: 28.12.2007 00:05 Заголовок сообщения: |
|
|
Galatima, спасибо! Мне интересно про обучение. Про грамотность могу сказать, что у меня она всегда была очень хорошая, хотя я никогда не знала никаких правил. Я просто чувствовала, как надо правильно писать. Потом сообразила, что это оттого, что я много читала в детстве, и образы правильно написанных слов просто впечатались в мозг Так что насчет грамотности не так однозначно. А как я сама научилась читать, я не помню, но наверное, все-таки по традиционной методике.
Последний раз редактировалось: kalashnikov (28.12.2007 00:07), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Adda
Зарегистрирован: 05.05.2006 Сообщения: 3104
|
Добавлено: 28.12.2007 00:05 Заголовок сообщения: |
|
|
А мне так и так подходит.. _________________ Нет, строки, что сейчас прочли вы,
Для глупых слишком торопливы,
Чтоб их в сознанье удержать. |
|
Вернуться к началу |
|
|
kalashnikov
Зарегистрирован: 18.10.2005 Сообщения: 2995
|
Добавлено: 28.12.2007 00:08 Заголовок сообщения: |
|
|
Ну дак поделись опытом... |
|
Вернуться к началу |
|
|
С а ш а
Зарегистрирован: 01.10.2007 Сообщения: 136
|
Добавлено: 28.12.2007 11:44 Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | Мне вот еще кажется, что для взрослых больше подходит подход способ "от целого к деталям", то есть сначала сделать хоть как-то, а потом уже оттачивать детали. |
особенно в браках взрослым это хорошо подходит...
а уж в хирургии - просто песня (лебединая)
Это я ёрничаю немножко |
|
Вернуться к началу |
|
|
Adda
Зарегистрирован: 05.05.2006 Сообщения: 3104
|
Добавлено: 28.12.2007 17:15 Заголовок сообщения: |
|
|
kalashnikov пишет: | Ну дак поделись опытом... | Вообще я въедливая, предпочитаю от частного к общему - мне так спокойнее и предполагает возможность в случае чего самостоятельно подтягиваться и выполнять задания дома. А от общего к частному только если под неотрывным руководством. _________________ Нет, строки, что сейчас прочли вы,
Для глупых слишком торопливы,
Чтоб их в сознанье удержать. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Kate
Зарегистрирован: 06.10.2005 Сообщения: 160 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 18.01.2008 17:20 Заголовок сообщения: Re: Два способа обучения |
|
|
kalashnikov пишет: | Еще один пример: знакомая учила ребенка (2,5 года) читать. Она показывала и называла ему сразу слова. В итоге он научился читать некоторые отдельные слова целиком, не по буквам. Говорят, это такая методика есть, основанная на том, что мы тоже читаем не по буквам, а воспринимаем написанное слово или даже фразу целиком. А в школе, соответственно, нас учили наоборот: буквы-слоги-слова-предложения. |
Совершенно не помню, как меня обучали, но я владею "глобальным чтением". Грамотность у меня, кажется, не хромает. Зато почти не могу читать стихи - не понимаю звучания, впечатляют только стихи с хорошими метафорами, образами.
При изучении нового предпочитаю системный подход - "от общего к частному". Благодаря специфике работы (я - технический писатель, постоянно осваиваю и документирую новые программные комплексы) уже неоднократно убеждалась, что противоположный подход очень замедляет изучение. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|