|
Психологическая культура Форумы левиртуального общения
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
gamadrila
Зарегистрирован: 02.12.2009 Сообщения: 17
|
Добавлено: 26.02.2010 19:28 Заголовок сообщения: православная психология |
|
|
Друзья, а как вы относитесь к православной психологии? Я слушала ,например,лекции о. Андрея Лоргуса и Ольги Красниковой о любви и зависимости,о семейных отношениях. Очень интересно. Какие есть мнения по этому поводу? _________________ Знаешь, я читала, что бессмертны души... |
|
Вернуться к началу |
|
|
MAX1972
Зарегистрирован: 21.11.2006 Сообщения: 2327
|
Добавлено: 27.02.2010 10:52 Заголовок сообщения: |
|
|
Ничего не могу сказать о Андрее Лоргусе.... но если рассматривать вопрос шире, так как заявлено в названии темы, то я отношусь к этому словосочетанию - православная психология с настороженностью.
Означает ли это - взгляд на православие с точки зрения психологии, но тогда это имеет лишь чисто научный интерес.
Означает ли это использования православия в терапевтических целях, но тогда это означает приземление, усечение самой идеи православия, как одной из ведущий религий, цели которой за гранью этого мира.
Означает ли это вторжение Церкви в светское общество?
Что же касается моего личного опыта... было дело я обратился по спец. православного тел. доверия, советы которые я там получил годились лишь для того что бы просто их проигнорировать в лучшем случае, а в худшем им последовать. _________________ Потеря головы - очень серьезная потеря |
|
Вернуться к началу |
|
|
Маргарита Почитаева
Зарегистрирован: 01.10.2008 Сообщения: 5915 Откуда: Йошкар-Ола
|
Добавлено: 27.02.2010 11:09 Заголовок сообщения: |
|
|
Я тоже достаточно настороженно отношусь к подобным терминам. Хотя сейчас кто только новые направления в науке не предлагает и православные люди, увы, здесь далеко не исключение.
Если честно, меня в последнее время вообще все, что касается православия, настораживает. Вера - дело хоршее и личное. Только часто приходилось сталкиваться, что люди верующие, среди которых немало весьма просвещенных и "продвинутых" отчего-то всегда лучше тебя знают, что тебе надо и как тебе лучше жить. И это не вчера началось. У В.К. Арсеньева в "Дерсу Узала" и у Н. Лескова есть примеры того, что часто люди иной веры оказывались терпимее к православным традициям и вере, нежели православные - к иноверцам и их вере. Сейчас тоже православные люди мало изменились. Я живу в Марий Эл и меня такой подход отталкивает от православия. Хотя подобные вещи встречались мне, к примеру, и на Урале. Хотелось бы, чтобы было иначе. Если в православной психологии такое будет отражено, то я буду "за". |
|
Вернуться к началу |
|
|
Лемма
Зарегистрирован: 10.07.2007 Сообщения: 7503
|
Добавлено: 27.02.2010 14:24 Заголовок сообщения: |
|
|
Указанных авторов не читала.
А что, рекомендуете?
А ссылки?
А ещё лучше б - тезисы. М-м-м-м?
Навскидку ежели?
Двояко могу отнестись.
1. Православная психология. Арийская физика.
- Гм.
2. А что? - нормально. А покажите-ка мне хоть какую-никакую гуманитарную дисциплину, чтоб она без какой-нибудь идеологической нагрузки была. _________________ - Нет.
- Нет.
- Да.
- Нет.
- В паркетных войнах не участвовала. |
|
Вернуться к началу |
|
|
gamadrila
Зарегистрирован: 02.12.2009 Сообщения: 17
|
Добавлено: 27.02.2010 19:33 Заголовок сообщения: |
|
|
Да я тоже относилась к понятию "православная психология" скептически.. Потом послушала вот эту лекцию http://www.predanie.ru/mp3/lubov_i_zavisimost/ выше указанных авторов и мне понравилось.Конечно, по отдельным представителям этого направления судить нельзя. Но ничего такого ужасного и настораживающего я там не увидела. Реальная помощь. Это мое мнение.Если есть иное,пишите.)) _________________ Знаешь, я читала, что бессмертны души... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Alonsa
Зарегистрирован: 03.08.2007 Сообщения: 4331 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 27.02.2010 19:37 Заголовок сообщения: |
|
|
Маргарита Почитаева пишет: | Если честно, меня в последнее время вообще все, что касается православия, настораживает. Вера - дело хоршее и личное. Только часто приходилось сталкиваться, что люди верующие, среди которых немало весьма просвещенных и "продвинутых" отчего-то всегда лучше тебя знают, что тебе надо и как тебе лучше жить. | +1000! Вплоть до того, что замечала у таких "продвинутых" даже нечто вроде злорадства: ну-ну, мол, посмотрим, как ты без веры выкрутишься; вот припрет - сама прибежишь, теряя модные туфельки! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Friday
Зарегистрирован: 19.01.2010 Сообщения: 773
|
Добавлено: 27.02.2010 19:41 Заголовок сообщения: |
|
|
Мне больше по душе истинная католическая психология. Ведь католический означает мировой, вселенский. |
|
Вернуться к началу |
|
|
gamadrila
Зарегистрирован: 02.12.2009 Сообщения: 17
|
Добавлено: 27.02.2010 21:44 Заголовок сообщения: |
|
|
Ой,друзья, какие-то вам "мутанты" от веры попадались. Не повезло.(( А ведь светлые,умные и талантливые люди есть везде. А по одним только "продвинутым" судить ,по меньшей мере, глупо _________________ Знаешь, я читала, что бессмертны души... |
|
Вернуться к началу |
|
|
hulio
Зарегистрирован: 17.05.2005 Сообщения: 3317
|
Добавлено: 27.02.2010 22:10 Заголовок сообщения: |
|
|
MAX1972 пишет: |
Означает ли это использования православия в терапевтических целях, но тогда это означает приземление, усечение самой идеи православия, как одной из ведущий религий, цели которой за гранью этого мира.
|
Это ещё и "усечение" самой психотерапевтической помощи... ограничение психол. терапии рамками "православной философии". |
|
Вернуться к началу |
|
|
zenko
Зарегистрирован: 27.10.2012 Сообщения: 31 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 20.11.2013 13:55 Заголовок сообщения: |
|
|
НЕСКОЛЬКО РАБОТ ПО ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Прошу простить, если от нас книжников, никакой пользы, кроме библиографии. Вот несколько работ по христианской психологии и психотерапии.
Исторические обзоры:
-- Бондаренко А. Ф. Христианская психотерапия в современном англоязычном мире // Его же. Психологическая помощь: теория и практика. – Киев: Укртехпрес, 1997.
-- Зенько Ю. М. Современная христианская психология и антропология в России. История и библиография // Московский психотерапевтический журнал. 2008, № 3, с. 145-188..
-------------
Работы теоретико-методологического плана:
-- Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4, с. 71-79..
-- Зенько Ю. М. Христианская психология и современность // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс)..
-- Лоргус Андрей свящ. Зачем нужна христианская психология (интернет-издание).
-- Лоргус Андрей свящ. Христианская психология – только для христиан? (интернет-издание).
-- Манеров В. Х. Духовность человека как ценность и предмет христианской психологии // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2004, с. 274-282.
-- Манеров В. Х. О методологии христианской психологии // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2004, с. 72-81.
-- Слободчиков В. И. Выступление на симпозиуме "Христианская психология и гуманитарные практики". Москва, Институт опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса, 22 ноября 2002 (интернет-издание).
-- Слободчиков В. И. Христианская психология в системе психологического знания // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2007, № 2, с. 90-97 (в формате pdf).
-- Шеховцова Л. Ф. Категориальный аппарат психологии, ориентированной на христианство // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. – СПб., 2004, с. 348-352..
-- Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005. – Нормального текста книги в интернете нет, но вышло 2-е изд.: М., 2012, которое должно быть везде в продаже). Содержание книги.
. |
|
Вернуться к началу |
|
|
StoykaNaUshah
Зарегистрирован: 12.09.2012 Сообщения: 768
|
Добавлено: 01.12.2013 00:11 Заголовок сообщения: |
|
|
ИМХО.
Если считать психологию пусть пока тёмной, запутанной, несовершенной, иногда даже бредовой - но наукой, то... либо православная, либо психология.
Если же психологию возводить в роль прислуги чьей-то идеологии и чьих-то верований - то можно мно-ого всяких "психологий" набрать. На каждый переподвыверт претендентов на съедение твоего мозга - своя психология, ладно подкроенная, подшитая и подглаженная конкретно под них.
Православной математики не бывает. Физики тоже. Химии тоже. Всё, что наука - должно бы быть не православное, не буддистское, не сионистское, не... не... Дважды два - четыре, независимо: суббота ли сегодня, или таки четверг. |
|
Вернуться к началу |
|
|
zenko
Зарегистрирован: 27.10.2012 Сообщения: 31 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 03.12.2013 23:28 Заголовок сообщения: |
|
|
Раз возник терминологический вопрос хочу поделиться своими размышлениями по поводу христианской (православной) психологии - в терминологическом плане.
Дело в том, что существует устойчивый стереотип восприятия "христианской психологии" именно как научной психологии (или научно ориентированной) - большая часть самих христианских психологов, особенно московских, стоит именно на таких позициях. Но, во-первых, насколько это обоснованно, а во-вторых, и насколько это верно само по себе?
Мы привыкли, что любое прилагательное, использованное с существительным "психология", просто является неким его дополнением и уточнением. А в терминологическом плане "психология" с каким-нибудь прилагательным обозначает новое психологическое направление. Например: спортивная психология, юридическая психология и т. д. Но все совсем по другому, когда речь идет о "религиозной психологии". Как говориться, нашла коса на камень: само слово "религия" имеет в нашей культуре такое важное значение, что образованное от него прилагательное "прихватизирует" используемое с ним существительное (а не наоборот).
"ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ" И "РЕЛИГИОЗНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
К ПРОБЛЕМЕ ТЕРМИНА "ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
Исторически сложилось, и вполне, как мне кажется правильно, что разделяют "психологию религии" и "религиозную психологию".
"Психология религии" есть научное направление, объектом которой является религия. Но "религиозная психология" есть совершенно другое: это есть элементы психологического (в широком смысле) знания внутри религии. В христианстве, например, это будет христианское учение о душе и ее онтологичности, а в буддизме, наоборот, учение о несубстанциальности, иллюзорности и души, и личности, и Я.
Аналогично, кстати, обстоит дело и с такими терминами как "философия религии" (научное направление) и "религиозная философия" (философские идеи внутри религии).
Тогда по нормальному должен быть следующий терминологический ряд:
-- например, "психология буддизма" и "психология ислама" есть научные направления внутри психологии религии, которые изучают буддизм и ислам; и тогда "буддийская психология" и "исламская психология" есть совокупность религиозных представлений в буддизме и исламе про внутренний мир человека;
-- как же тогда быть с христианством? - мне кажется, исходя из всего изложенного выше, вполне логичными будут следующие определения: "психология христианства" есть научное направление внутри психологии религии (и к нему и только к нему, мы можем предъявлять требования научности, экспериментальности и т. д.), но "христианская психология" есть религиозное учение о внутреннем мире человека, о душе (+ практическое приложение этого учения).
Но при этом, могут ли какие-либо элементы современной академической психологии использоваться в христианской психологии? - Конечно, да, за исключением оккультных идей последнего времени, многие положения академической психологии могли бы быть полезны в христианской психологии - особенно в практическом ее приложении (брак, семья, воспитание). |
|
Вернуться к началу |
|
|
andreygrinevv
Зарегистрирован: 11.05.2015 Сообщения: 1 Откуда: Россия
|
Добавлено: 02.06.2015 18:22 Заголовок сообщения: православная психология |
|
|
Может быть это всё в "Юмор" перенести? Там этому и место... |
|
Вернуться к началу |
|
|
zenko
Зарегистрирован: 27.10.2012 Сообщения: 31 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 02.10.2015 16:39 Заголовок сообщения: Re: православная психология |
|
|
andreygrinevv пишет: | Может быть это всё в "Юмор" перенести? Там этому и место... |
А если конкретней? - И, что называется, по делу?! |
|
Вернуться к началу |
|
|
luksor
Зарегистрирован: 26.06.2014 Сообщения: 1136
|
Добавлено: 04.10.2015 11:05 Заголовок сообщения: |
|
|
Физик Ландау как-то заметил. что науки бывают естественные, неестественные и противоестественные.
"Психология ислама" - пример неестественной науки.
"Христианская психология" - противоестественной. |
|
Вернуться к началу |
|
|
zenko
Зарегистрирован: 27.10.2012 Сообщения: 31 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 06.10.2015 00:52 Заголовок сообщения: |
|
|
luksor пишет: | Физик Ландау как-то заметил. что науки бывают естественные, неестественные и противоестественные. |
Да, кто бы сомневался!
Конечно, с точки зрения заматеревшего физика нет ни гуманитарных, ни философских и никаких других наук.
А кроме науки, опять же, конечно, ничего не существует - ни искусства, ни религии, и вообще ничего.
Но я то сам просто уверен, что Лев Давидович, как любой культурный еврей, получивший европейское образование, так не считал! И делать из его обычного юмора (он был человеком очень веселым) какие-то эпохальные, методологические выводы просто не смешно!
luksor пишет: | "Психология ислама" - пример неестественной науки.
"Христианская психология" - противоестественной. |
По поводу "Психологии ислама" - Бог вам судья и Ландау впридачу.
Но, что касается, "Христианской психологии", то такое впечатление, что вы боретесь с ветряными мельницами.
Мной то как раз и не утверждалось, что она является наукой!
Я писал:
""психология христианства" есть научное направление внутри психологии религии (и к нему и только к нему, мы можем предъявлять требования научности, экспериментальности и т. д.), но "христианская психология" есть религиозное учение о внутреннем мире человека, о душе (+ практическое приложение этого учения)".
Какие мысли по этому поводу? |
|
Вернуться к началу |
|
|
luksor
Зарегистрирован: 26.06.2014 Сообщения: 1136
|
Добавлено: 06.10.2015 17:16 Заголовок сообщения: |
|
|
zenko пишет: | Конечно, с точки зрения заматеревшего физика нет ни гуманитарных, ни философских и никаких других наук. | Конечно нет!
Один из обязательных качеств науки является возможность предсказания будущих открытий.
Хрестоматийный пример - периодический закон Менделеева, на основании которого он предсказал существование еще не открытых элементов, точно определив их свойства.
Ест ли ли подобное у гуманитарных "наук"?
Кстати, преподаватель философии в институте, где я учился, тоже не считал философию наукой.
А уж историю в России в 20 веке переписывали не один раз.
Многочисленные "доктора исторических наук" при этом и бровью не повели. |
|
Вернуться к началу |
|
|
luksor
Зарегистрирован: 26.06.2014 Сообщения: 1136
|
Добавлено: 06.10.2015 17:21 Заголовок сообщения: |
|
|
zenko пишет: |
Но, что касается, "Христианской психологии", то такое впечатление, что вы боретесь с ветряными мельницами.
Мной то как раз и не утверждалось, что она является наукой! |
Ну уж и не знаю.
Одна из старейших и влиятельных газет США называется
Christian Science Monitor – “Крисчен Сайенс Монитор”
Перевод - “Обозреватель Христианской науки” |
|
Вернуться к началу |
|
|
zenko
Зарегистрирован: 27.10.2012 Сообщения: 31 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 07.10.2015 21:51 Заголовок сообщения: |
|
|
luksor пишет: |
Ну уж и не знаю.
Одна из старейших и влиятельных газет США называется
Christian Science Monitor – “Крисчен Сайенс Монитор”
Перевод - “Обозреватель Христианской науки” |
Ну понятно, что мы, или я лично, за всю Америку не в ответе!
Мало ли чего они там не напишут?!
Но, с другой стороны, по этому вопросу есть две мысли:
1) Как известно, это издание основывалось, исходя из концепции так называемой "Церкви христианской науки", которая в настоящее время чаще позициирует себя просто как "Христианская наука". Понятно, что с точки зрения академической науки, это никакая не наука, а с точки зрения православия - это весьма сомнительное христианство.
2) И тем не менее, в каком-то широком смысле, такое словосочетание частично допустимо, поскольку английское science имеет широкий спектр значений, где собственно "наука", только один из многих других, например, как "знание", "умение", "мастерство", и даже просто "техника" (computer science — вычислительная техника). Чем и воспользовалась Мэри Бэйкер, основав свою "Христианскую науку". Ну да Бог ей (им) - судья!
Мне же, живущему в России (невольно вспоминается крылатая фраза А. С. Пушкина! ), по-необходимости хочется найти в своем языке и культуре обоснование того, или иного виденья ситуации.
И я пришел к следующей формулировке:
-- мне кажется, исходя из всего изложенного выше, вполне логичными будут следующие определения: "психология христианства" есть научное направление внутри психологии религии (и к нему и только к нему, мы можем предъявлять требования научности, экспериментальности и т. д.), но "христианская психология" есть религиозное учение о внутреннем мире человека, о душе (+ практическое приложение этого учения).
И, кстати, что особенно для меня важно, именно в таком контексте словосочетание "христианская психология" использовалась в России полтора века назад!!
И еще в 1860 г. святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: "Предпринявший изучение высокой науки в самом себе – христианской психологии – сколько ни будет усовершать себя, всегда найдет необходимым еще большее совершенствование и будет пользоваться всеми способами, доставляющими ему совершенное познание" (Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 3. 2002, с. 515).
Вот как-то так, если совсем кратко. |
|
Вернуться к началу |
|
|
zenko
Зарегистрирован: 27.10.2012 Сообщения: 31 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 07.10.2015 22:04 Заголовок сообщения: |
|
|
Забыл!
В этом контексте мне была очень интересна книга протестантских авторов, которые тоже критикуют "научную" христианскую психологию:
Бобган М., Бобган Д. Конец "христианской" психологии: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос / Пер. с англ. – СПб.: Шандал, 2005.
В этом контексте я их очень понимаю:
- сначала на Западе натаскали в "христианскую психологию" кучу методов и методик из разных психологических направлений: психоанализа, гештальта, Юнга и т.д.;
- а потом они с удивлением обнаружили, что получилась несъедобная каша, к тому же с вкраплениями оккультизма и антихристианства!
Лично для меня это тот случай, когда не помешало бы поучиться на ошибках других!
(электронный текст книги точно есть в интернете - сейчас не помню, откуда ее скачивал) |
|
Вернуться к началу |
|
|
luksor
Зарегистрирован: 26.06.2014 Сообщения: 1136
|
Добавлено: 08.10.2015 02:55 Заголовок сообщения: |
|
|
zenko пишет: |
- сначала на Западе натаскали в "христианскую психологию" кучу методов и методик из разных психологических направлений: психоанализа, гештальта, Юнга и т.д.;
- а потом они с удивлением обнаружили, что получилась несъедобная каша, к тому же с вкраплениями оккультизма и антихристианства!
| По-моему, это самое правильное - собрать достижения всех направлений воедино.
Исходя их того, что человек един, а каждое направление рассматривает только часть его психики.
При этом оккультизм и прочая эзотерика имеют одинаковые права с "научными" направлениями.
Они ведь тоже не на пустом месте возникли. |
|
Вернуться к началу |
|
|
zenko
Зарегистрирован: 27.10.2012 Сообщения: 31 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 09.10.2015 18:31 Заголовок сообщения: |
|
|
luksor пишет: |
По-моему, это самое правильное - собрать достижения всех направлений воедино.
|
Да если бы речь шла о достижениях, то кто бы спорил!
То есть, если бы речь шла о методах наиболее проверенных, эффективных, безопасных и т. д.
Но закономерно получилось с точностью до наоборот: брали в первую очередь, что нравится, интересно, привлекает внимание и т. д.
А под все эти критерии попадает не нормальная научная психология, а всякие оккультно-психологические симулякры.
А дальше - больше: если все это дело собрать в одно место, то ничего хорошего из этого не получиться!
И дело, конечно же, не в злом человеческом умысле и не в происках дьявола - просто таким убийственно негативным свойством обладает любая "куча мала", в отличие от системы, органически выросшей из первоначальных причин.
Тут невольно вспоминается детская сказка про "самый вкусный суп":
Звери решили сварить самый вкусный суп и каждый из них принес то, что ему нравится больше всего: свинья - желуди, заяц - морковку, верблюд - колючки и т. д. Они побросали все в котел и сварили. Но потом оказалось, что такой суп никто из них есть не мог.
luksor пишет: |
Исходя их того, что человек един, а каждое направление рассматривает только часть его психики.
|
Ну да?!
Это вы психоанализу или глубинной психологии скажите, что они рассматривают человека только с одной стороны!
Они-то претендуют на то, что именно они взяли человека во всей глубине! (особенно рьяны в этом последователи Юнга!)
luksor пишет: |
При этом оккультизм и прочая эзотерика имеют одинаковые права с "научными" направлениями.
Они ведь тоже не на пустом месте возникли.
|
Так и христианство ведь тоже, "не на пустом месте возникло"!
Но при этом многие оккультные направления уже давно обжились в психологии - одна трансперсональная психология, яркий этому пример! А глубинная психология Юнга, с его неприкрытым оккультизмом? А онтопсихология Менегетти, с его шаманскими практиками? И т. д., и т. д.
А как только речь начинает идти о христианстве, поднимается прямо-таки какой-то истошный вой и детские отмазы: "религия и наука несовместимы", "наука отделена от религии" и т. д.
Да не проблема!
Но тогда, если по-честному, давайте будем по-научному последовательными: если другим можно, значит и христианству - тоже, если христианству - нельзя, то и другим - тоже.
Вот если кратко и совсем бегло! _________________ "Духовные потребности выше всех..."
(Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться). |
|
Вернуться к началу |
|
|
luksor
Зарегистрирован: 26.06.2014 Сообщения: 1136
|
Добавлено: 10.10.2015 08:38 Заголовок сообщения: |
|
|
zenko пишет: | брали в первую очередь, что нравится, интересно, привлекает внимание и т. д. |
Конечно!
Но вот простое рассуждение - что значит, когда нечто нравится человеку?
Это означает что данное нечто резонирует с некоей частью его психики и этот резонанс выдает организму приятные ощущения.
Но для этого необходимо. чтобы эта часть была кем-то и для какой-то цели вставлена в психику.
И настроена на то, чтобы выдавать приятное.
Кем и для какой цели - не подскажете?
zenko пишет: |
Звери решили сварить самый вкусный суп и каждый из них принес то, что ему нравится больше всего: свинья - желуди, заяц - морковку, верблюд - колючки и т. д. Они побросали все в котел и сварили. Но потом оказалось, что такой суп никто из них есть не мог.
|
Пример непонятный.
Звери несли каждый сам по себе и, главное, без всякого отбора, а теория создается одним человеком и он отбирает, что включать, а что нет.
zenko пишет: |
Они-то претендуют на то, что именно они взяли человека во всей глубине! |
Ну и что?
Все учения на это претендуют.
И религии тоже.
zenko пишет: |
Но при этом многие оккультные направления уже давно обжились в психологии - одна трансперсональная психология, яркий этому пример! А глубинная психология Юнга, с его неприкрытым оккультизмом? А онтопсихология Менегетти, с его шаманскими практиками? И т. д., и т. |
Я считаю что это хорошо и правильно.
zenko пишет: |
Но тогда, если по-честному, давайте будем по-научному последовательными: если другим можно, значит и христианству - тоже, если христианству - нельзя, то и другим - тоже. |
А кто будет запрещать или разрешать?
Вы? |
|
Вернуться к началу |
|
|
zenko
Зарегистрирован: 27.10.2012 Сообщения: 31 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: 17.10.2015 14:42 Заголовок сообщения: |
|
|
Возвращаясь все-таки к нашей конкретной теме: христианской психологии и с чем ее едят (или просто не переваривают).
Речь шла о западной "христианской психологии", которая сначала нахватала всего, что ей попалось под руку, а потом увидела, что получился неудобоваримый суп, который никто не может есть.
Именно об этом и была сказка (а где-то даже и притча) о том, как звери варили самый вкусный суп.
luksor пишет: |
Пример непонятный.
Звери несли каждый сам по себе и, главное, без всякого отбора, а теория создается одним человеком и он отбирает, что включать, а что нет.
|
Западная христианская психология не создавалась одним человеком. Кто бы взял на себя смелость, или скорее наглость, быть "создателем христианской психологии"?!
luksor пишет: |
zenko пишет: |
Но при этом многие оккультные направления уже давно обжились в психологии - одна трансперсональная психология, яркий этому пример! А глубинная психология Юнга, с его неприкрытым оккультизмом? А онтопсихология Менегетти, с его шаманскими практиками? И т. д., и т. |
Я считаю что это хорошо и правильно.
|
А для нормальной академической психологии это может быть началом конца психологии именно как научного направления!
И, кстати, парадоксальным образом, спасая от оккультизма психологию христианство фактически спасает ее как научное направление! _________________ "Духовные потребности выше всех..."
(Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться). |
|
Вернуться к началу |
|
|
luksor
Зарегистрирован: 26.06.2014 Сообщения: 1136
|
Добавлено: 18.10.2015 08:45 Заголовок сообщения: |
|
|
zenko пишет: |
Речь шла о западной "христианской психологии", которая сначала нахватала всего, что ей попалось под руку, а потом увидела, что получился неудобоваримый суп, который никто не может есть.
| Подобные уничижительные выражения ("нахватала", "попалось под руку","неудобоваримый") несовместимы со спокойным и объективным рассмотрением предмета дискуссии.
zenko пишет: |
Западная христианская психология не создавалась одним человеком. Кто бы взял на себя смелость, или скорее наглость, быть "создателем христианской психологии"?! |
Я говорил не о науке в целом, а о научных теориях, которые создаются одним человеком.
zenko пишет: |
А для нормальной академической психологии это может быть началом конца психологии именно как научного направления! |
И чем это плохо?
zenko пишет: |
И, кстати, парадоксальным образом, спасая от оккультизма психологию христианство фактически спасает ее как научное направление! |
Еще бы.
Христианство мать всех наук!
Западная наука родилась в христианских монастырях и первыми учеными были монахи.
И в идейном плане тоже - практически все вопросы, над которыми безуспешно бьются философы, впервые были поставлены теологами.
Кстати, многие авторы (Уилсон, "Новая инквизиция") считают современную науку разновидностью религии - с ее догматами, еретиками и инквизицией. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
У вас нет возможности начинать темы У вас нет возможности отвечать на сообщения У вас нет возможности редактировать свои сообщения У вас нет возможности удалять свои сообщения У вас нет возможности голосовать в опросах
|
|